Молитвенный листок
скачать в .pdf

В 1900 году христиане составляли около 32% населения Османской Турции. В 1927 году их осталось всего 1.8%.

Депортированные армянские христиане. Сирия, 1915 г.

Депортированные армянские христиане.
Сирия, 1915 г.

В начале 1915 года вышла фетва против всех немусульман в Османской империи. Мусульман призывали бороться с христианами, с которыми они мирно соседствовали веками. Многие отказались в этом участвовать, а те, кто последовал призыву, принесли невыразимые страдания и разрушения в жизнь христиан — армян, греков и ассирийцев.

За 30 лет геноцида, санкционированного официальной властью, было убито свыше 1.5 миллиона армян, 750,000 ассирийцев и около 1.5 миллиона греков – мужчин, женщин, детей. Но кто сегодня помнит об этом? Голгофа армян и Сейфо (“меч”) ассирийцев — это забытый геноцид забытых народов.

История

В конце 1800-х годов, когда Османская империя начала рушиться, ее султан ввел новые реформы в попытке предотвратить отделение немусульманских меньшинств, например, было введено религиозное равенство. Однако после русско-турецкой войны 1877-78 годов, когда Россия вмешалась, чтобы защитить славянских христиан от османской жестокости в Европе, турки потеряли земли на Балканах, и османы решили сменить тактику: они стали жестоко подавлять всех немусульман, боясь, что они отделятся от империи.

Веками к армянским, ассирийским и греческим христианам относились как к людям второго сорта, как учил исламский закон шариата. Не имея защиты, они становились жертвами турецких и курдских мародеров. Когда же они начали бороться за свои права, султан Абдул Хамид II решил усмирить их “не реформами, а кровью”.¹

Типичные сцены армянского геноцида весной и летом 1915 года. Фото: Википедия, Henry Morgenthau

Типичные сцены армянского геноцида весной и летом 1915 года. Фото: Википедия, Henry Morgenthau

В 1894-1896 годах начались организованные убийства христиан, было убито 300,000 армян. Многие верующие думали, что лучший способ спастись от османского владычества — обратиться к “христианским” силам на Западе и в России. Правозащитники били тревогу — но их зов остался без внимания, некоторые западные миссионеры отправляли гуманитарную помощь, но ситуация не менялась.

К 1913 году к власти пришли младотурки и начались этнические и религиозные чистки с целью сделать всю империю исключительно “турецкой”, а затем и мусульманской.

“Армянский вопрос”

В 16 веке некогда великое Армянское царство стало частью Османской империи, расположившись где-то в северо-восточном ее углу. Армяне были хоть и меньшинством, но довольно значительным. Они жили по всей империи и представляли собой довольно серьезную угрозу. В конце 1914 года назрел так называемый “армянский вопрос”, и ответом властей на него стало массовое истребление.

Многие армяне сражались за империю в Первой мировой войне, однако правительство постепенно разоружало и убивало армянских солдат. Некоторых убивали на площадях или же по исламскому методу убоя скота: связывали, клали на спину и перерезали горло. 24 апреля 1915 власти арестовали, а позже казнили армянскую интеллигенцию и духовенство.

Христиан отправляли на “работы” в концентрационные лагеря в Сирийской пустыне. Их грузили в поезда или заставляли идти пешком сотни миль без провизии. Места назначения достигла лишь четверть депортированных. Они умирали по дороге от голода, истощения или жестоких нападений, многих убивали намеренно. Тех, кто пытался защитить армян, ждала та же участь. Карательные отряды в Дейр-эз-Зор разбивали детей о скалы, взрослых изрубали мечами, сжигали людей заживо. Около 200,000 армян обратились в ислам, надеясь спастись. В одном 1915 году было убито около 800,000 армян.

Ассирийский Сейфо

Ассирийцев в Османской империи было гораздо меньше. Но сирийские, ассирийские и халдейские христиане переживали тот же геноцид, что и армяне. В провинциях Ван и Диярбакыр были убиты свыше 140,000 ассирийцев.

Нападения на ассирийцев начались с относительно небольшого масштаба, но после объединения ассирийцев с русскими в 1915 году для помощи в освобождении армян в Ване, их накрыла такая волна насилия, что они были практически полностью уничтожены. Многие ассирийцы бежали в Персию (Иран), но столкнулись с гонениями со стороны персов и курдов и в 1918 году были вынуждены двигаться обратно в Хамадан, Северную Персию. Около трети всех их погибли или пропали без вести. Дорога, по которой они шли, была усеяна телами изголодавшихся, измученных, больных, а также убитых в пути турками, персами и курдами.

«Мы потеряли умершими и убитыми свыше 12,000 душ… Невыразимо постыдные вещи совершали персы над пятилетними девочками. По мусульманским деревням мы собрали больше ста женщин, которых обратили в магометанство, а их мужей убили у них на глазах». [Письмо от Габриэля Александра, от 6 августа 1915 г., опубликовано в Таймс от 9 октября 1915 г.²]

Вспоминая забытый геноцид. Карта-600

Понтийский геноцид

Османских греков называют “первыми жертвами идеи национализации”.³ Они жили в Анатолии, в особенности на побережье Черного моря. В 1914 году было решено переселить их в Грецию в обмен на мусульман с Балкан. Но вспыхнувшая Первая мировая помешала, и вместо этого под видом стратегического маневрирования или каких-то работ греческие общины погнали на марши смерти в Центральную Анатолию. Греческие организации и магазины бойкотировались мусульманами, и все это было санкционировано властями, собственность христиан переходила к мусульманам. Одна из австралийских газет пишет:

«Нескольких греков в Мериване заставили копать канаву в качестве могилы, а затем застрелили. Гречанкам предлагают на выбор принять ислам или смерть. Они отказываются менять свою религию. Им сохранили жизнь, но оставили на милость солдат, заставив сопровождать войска в длительном походе. Некоторые падали в изнеможении, и их бросали вместе с малышами». [Опубликовано в Аргус, Мельбурн, 3 августа 1915 г.⁴]

В отличие от мужчин, женщины могли сохранить себе жизнь, приняв ислам. Тех, кто отказывался, ждали издевательства или смерть.

Последствия геноцида

Турция продолжала избавляться от христиан. После неудачного вторжения Греции 1919-1922 годов турецкая армия устраивает гонения на христианское население. Тысячи османских греков умерли, еще больше убежали. Армян продолжали вырезать, депортировать или вынуждать бежать даже после создания Республики Армения в мае 1918 года. Защита пришла только когда Красная Армия привела Армению под контроль Советского Союза в 1920 году. Сегодня армянская диаспора существует во многих странах мира.

Ассирийцы были изгнаны и жили в лагерях для беженцев на Южном Кавказе, хотя многие женщины и дети остались в качестве рабов. Дальнейшие страдания ждали их спустя десять лет в Ираке.

Вспоминая забытый геноцид. Таблица

Психологическое давление и страдания этих народов, чудом спасшихся от истребления, продолжаются и сегодня. В этом году мир вспоминает столетнюю годовщину самого тяжелого года того геноцида. Армяне особенно помнят 24 апреля 1915 года, день, кода была убита вся их интеллигенция и духовенство, день, в который, как они до сих пор говорят, “турки решили отрубить голову нашему народу”. Их страдания были, в основном, забыты. Турция так и не признала за собой ответственность, и, что хуже всего, христианство на Ближнем Востоке теперь снова под угрозой уничтожения, на это раз от рук боевиков «Исламского государства».

В следующем номере журнала «Фонд Варнава» (май-июнь, 2015)
выйдет продолжение статьи «Вспоминая забытый геноцид».


¹ Ronald Grigor Suny, “Religion, Ethnicity and Nationalism: Armenians, Turks, and the End of the Ottoman Empire,” in Omer Bartov and Phyllis Mack, eds, In God’s Name: Genocide and Religion in the Twentieth Century (New York, Berghahn Books, 2001), стр. 41.
² www.atour.com/history/london-times/20000803a.html (дата обращения 19 декабря 2014 г.).
³ Morgenthau, H The Murder of a Nation (New York, Armenian General Benevolent Union of America Inc., 1974).
⁴ «ARMENIAN ATROCITIES» в Аргус (Мельбурн, Виктория) 3 августа 1915: 7.


Читайте также: