Молитвенный листок
скачать в .pdf

Коронавирус. Пандемия. Карантин. Изоляция. Неожиданно эти слова стали эхом повторяться по всему миру, когда вирус Covid-19 начал распространяться из одной страны в другую, с одного континента на другой – распространяться так, как ни одна болезнь не распространялась ранее. Вскоре ситуация переросла в глобальную угрозу, затронувшую даже принцев и премьер-министров. А как это отразилось на наших братьях и сестрах во Христе, многие из которых живут в бедности и гонениях?

Мухтаран (справа) – христианка в Пакистане, вдова, уже почти ослепла. С началом карантина она и ее дети остались без работы

Взять, к примеру, Мухтаран Биби, вдову в Пакистане, которая наполовину ослепла. Она и трое ее дочерей — домработницы. И когда в Пакистане начался карантин, работы и дохода у них не стало. Получали они слишком мало, чтобы откладывать какие-то сбережения, и дома у них остались лишь скудные запасы продуктов. Единственный сын Мухтаран пытался помочь своей семье, прося милостыню на улицах. Но из-за правил карантина и это стало запрещено.

В похожей ситуации оказались сотни тысяч пакистанских христиан — не только домработницы, на и работники заводов, так как в целях противодействия распространению вируса закрылись многие предприятия; такси рикши, у которых нет клиентов, потому что люди сидят дома; поденные рабочие, которые ищут работу на каждый день — в основном на стройках — ведь строительные работы сейчас приостановлены, – все эти люди в одночасье лишились источника дохода и средств к существованию. То же самое можно сказать и о других странах, где христиане живут в бедности и презрении.

Кроме того, есть много пасторов, которые не имели работы и были полностью освобождены для служения, живя на пожертвования своей общины, которые собирали на общих собраниях. Теперь, когда верующие не собираются вместе, этих пожертвований нет, да многим и нечего жертвовать. Семьи этих пасторов оказались в большой нужде. И это не только в Пакистане, но и во многих других странах, включая Уганду, где, как и в Пакистане, помимо коронавируса народ пострадал еще и от нашествия саранчи.

Дискриминация, насилие и вирус

Для христиан Эфиопии вирус Covid-19 стал уже третьей крупной катастрофой, от которой они пострадали. Так же, как и в Пакистане и в Уганде, их посевы были недавно уничтожены саранчой. Кроме того, верующие в Эфиопии страдают от постоянного антихристианского насилия.

В других регионах Covid-19 не просто усилил гонения, но по сути спровоцировал их. На Шри-Ланке некоторые тамилы хинду винят христиан в распространении эпидемии. Один пастор приехал из Швейцарии и провел богослужение в Джафне, а затем обнаружилось, что он заражен Covid-19 (он заразился, пока был на Шри-Ланке). Местные буддистские фундаменталисты публикуют в соцсетях предупреждения, что вирус распространился через христианскую церковь в Южной Корее, а также вовсю бушует в Италии, которая считается христианской страной. “Почему Бог оставил христиан?” — спрашивают они.

Особые трудности на Шри-Ланке встречают те, кто обратился в христианство из буддизма или индуизма. Один местный пастор написал в Фонд Варнава 27 марта, что правительство решило распространять помощь через индуистские и буддистские храмы. Это значит, что выходцы из этих религий не получат никакой помощи ни в этих храмах, ни в основной церкви, и у них не будет возможности приобрести продукты.

Бабушка-христианка с северо-востока Индии со своей внучкой

В Индии наблюдается дискриминация в отношении христиан с северо-восточного региона страны, граничащего с Китаем, где началась вспышка коронавируса. Индийцы в этом регионе имеют особые черты лица, похожие на китайские, и поэтому их “дразнят, оскорбляют и унижают, называют их ‘коронавирус’. В некоторых магазинах их отказываются обслуживать. Арендодатели просят их освободить помещения”, — написал в Фонд Варнава 29 марта один христианский служитель в Индии. В северо-восточных штатах Индии много христиан. Нередки словесные оскорбления в их адрес, и даже иногда люди бросают камни в иностранцев, а это означает угрозу и для местных индийских христиан, которые всегда с таким трудом пытаются убедить окружающих, что они верные граждане своей страны, а не агенты Запада.

Население Намибии на 90% христианское, но и там жестокость полицейских и нарушения прав человека во имя общественной безопасности уже давно стали обычной жизнью, еще до распространения коронавируса. Народ уже приготовился к нарастанию подобных настроений, поскольку 27 марта страна перешла в режим военного положения с полным карантином. Намибия, названная так в честь Намиба, представляет собой засушливую прибрежную полосу с гигантскими песчаными дюнами и характеризуется суровыми пустынными и полупустынными условиями. 80% продовольствия завозится из Южной Африки. За последние пять лет система общественного здравоохранения ухудшилась, и только 20% населения имеют надлежащую медицинскую страховку. Другими словами, это одна из самых беззащитных перед Covid-19 стран мира.

Опасное безразличие

Несколько пасторов поделились с Фондом Варнава своими опасениями по поводу игнорирования самых бедных и необразованных слоев общества. В Эфиопии церковь призывает христиан следовать рекомендациям Всемирной организации здравоохранения и постоянно молиться. Однако, как признался один служитель эфиопской церкви в разговоре с Фондом Варнава, “с таким отсталым отношением нашего народа в культурном и религиозном плане, боюсь, что этот вирус обернется настоящей катастрофой”.

В Центральноафриканской республике, где вирус был впервые обнаружен у пастора, вернувшегося из поездки в Европу, служители церкви сомневаются, что предупреждения правительства смогут как-то изменить привычный ход жизни людей, например, обычай собираться большими группами на похороны. “Наступили тревожные времена, - пишет нам один пастор 28 марта, — в городе перебои с электричеством и водоснабжением. Санитарные условия прискорбные …
Границы закрыты. Цены растут, потому что все привозят из Камеруна. Спасибо вам за молитвы о выживании нашего народа”.

На севере Малави в конце марта появился слух, что коронавирус — это кровососущее животное. Поэтому многие христиане собирались вместе и ночевали в церковных зданиях. Одни спали, а другие сторожили от нападения животных. Как раз в то время, когда нужно бы соблюдать дистанцию и оставаться дома, люди собирались вместе, считая, что так они будут в большей безопасности.

К сожалению, некоторые лидеры церкви настаивали на том, чтобы продолжать проводить воскресные собрания, например, в США, Южной Корее и Уганде. Некоторые мусульмане в Пакистане тоже не прислушивались к требованиям физической и социальной дистанции, считая, что это идет вразрез с их исламскими обязанностями и обычаями. Такое отношение вызывает большую обеспокоенность, особенно среди христиан, участвующих в оказании медицинской помощи в Пакистане. “Мы опасаемся быстрого распространения вируса, если будет и дальше такое отношение”, — написал 25 марта старший служитель в Пакистане, участвующий в работе христианских клиник. В этой стране по меньшей мере 65 христианских клиник, большинство из которых не имеют внешних источников поддержки, которые могли бы оказать им помощь.

Поддержка верующих, которые не могут посещать церкви

Во многих странах христиане быстро учатся переводить свои воскресные богослужения в онлайн-пространство, даже если это просто видеозапись на телефон, которую потом люди смотрят тоже с телефонов, как, например, в некоторых церквях Уганды. Но в Намибии, где всего 10% населения имеют доступ в Интернет, даже это невозможно. Вместо этого люди проявляют больше интереса к радио.

Президенты призывают народ к молитве

Президент Ганы, где большинство населения исповедует христианство, призвал свою страну поститься, раскаяться, исповедовать свои грехи и молиться, пока власти принимают необходимые меры безопасности. “Я призываю всех ганцев — христиан и мусульман — провести национальный день поста и молитвы. Давайте молиться Богу, чтобы Он защитил наш народ и спас нас от этой пандемии”, - сказал президент Нана Акуфо-Аддо 21 марта.

Христиане предлагают свою помощь

Церкви Ганы, имеющие хорошие ресурсы, пожертвовали некоторые вещи Министерству здравоохранения, в том числе средства индивидуальной защиты для медработников. Кроме этого они предоставили Национальной комиссии по гражданскому образованию десять фургонов, оснащенных системой громкой связи и пообещали предоставить водителей, топливо и техническое обслуживание транспортных средств, пока не окончится кризис, вызванный распространением коронавируса.

Как сообщает Церковь северной Индии, строгий карантин очень быстро вызвал в стране голод, нехватку продовольствия и проблему с медицинским обслуживанием в деревнях. Весь общественный транспорт был остановлен. Тысячи рабочих мигрантов, лишившиеся в одночасье своей работы, отправились пешком из Дели обратно в свои родные города, не имея ни еды, ни воды, ни крова. Некоторым предстояло преодолеть сотни километров. Детям и пожилым тоже пришлось идти, чтобы добраться до своих родственников. Пенджаб называют “хлебной корзиной Индии”, этот штат известен своей пшеницей, которая является основным источником углеводов в этом регионе страны. В конце марта урожай пшеницы уже был готов к жатве, но людям не разрешили выйти в поля. Даже были сообщения о недовольствах и беспорядках в деревнях. На данный момент Церковь Пенджаба сотрудничает с властями, чтобы обеспечить население продовольствием и медикаментами.

Цена одной чашки чая

В Индонезии общество призывают оказывать помощь тем, кто лишился доходов и столкнулся с серьезными проблемами из-за карантина. Одна такая группа работников — это водители мотоциклов службы доставки Годжек. Их можно вызвать по приложению, и они перевозят людей или выполняют различные поручения.

Христиане раздают еду водителям и многим другим, кто едва сводит концы с концами, так как работы почти нет в Индонезии, охваченной коронавирусом

Сенни — христианка, у которой свой небольшой ресторанчик. Она уже закрылась в тот день, убрала все продукты, выключила печи и навела порядок на кухне, когда вдруг вошел курьер Годжек и спросил, принимает ли она заказы. Сначала Сенни склонялась к тому, чтобы отказать ему, но увидев “его полные надежды глаза”, передумала. Она сказала, что это займет много времени, но он с радостью согласился подождать, сказав, что он с самого утра ждал на улице, когда подвернется работа, и вот только сейчас наконец-то пришел первый заказ.

Удивившись, на что же тогда живет его семья, если у него всего один заказ в день, Сении приготовила еду для его заказчика, а ему сделала сладкий горячий чай. Когда она поставила чай на стол, водитель был поражен и сказал, что он не заказывал напиток. “Это вам бесплатно”, — сказала Сенни. И на глаза водителя навернулись слезы. А когда она отдавала ему пять порций, которые ему нужно было доставить заказчику, она дала ему также маленький пакет, сказав: “А это ужин для вас”. Снова на глазах курьера блеснули слезы, и он поблагодарил ее сдавленным голосом.

Когда водитель ушел, Сенни попросила своих сотрудников воздать Богу благодарность, “потому что хоть даже дела у нашего ресторанчика не очень, у нас все еще есть, что кушать каждый день. Спасибо Тебе, Боже”.

Даже самые бедные христиане стараются помогать другим. “Это капля в море”, — сказал один из пасторов в Непале, описывая тщетность попыток своей церкви собрать пожертвования для помощи в условиях огромной всеобщей нужды. По его мнению, первыми жертвами карантина, если он продлится больше недели, станут сотни тысяч человек в долине Катманду. Непал — и без того бедная и малоразвитая страна. Сейчас туда хлынули те, кто работал в инфицированной коронавирусом Индии. Они спешно вернулись в свою страну и разъехались кто куда. Около 50,000 рабочих вернулись в страну и разъехались по разным регионам, отправившись каждый в свою семью. Некоторые даже боролись с полицейскими, пытаясь попасть обратно в Непал.

Группа христиан раздает маски и другие важные средства защиты христианским медработникам в Джокьякарте, Индонезия

Многие церкви в страдающей от засухи Намибии раздают продовольственную помощь и предоставляют свободный доступ к воде для всей общины, потому что у людей в трущобах нет доступа к воде. “Мы надеемся, что наше богословие карантина принесет хоть немного помощи и утешения”, — написал в Фонд Варнава пастор церкви в Намибии, рассказывая, как они стремятся и словом и делом показать людям Божью любовь и присутствие посреди всех этих тревог и страданий.

Глубокая нищета преизбыточествует в богатстве радушия

“…они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия. Ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель…” Так апостол Павел говорит о верующих в Македонии (2 Коринфянам 8:2-3).

Когда весь мир оказался в жестких тисках коронавируса, понеся серьезные экономические потери из-за пандемии, когда даже бедные и гонимые христиане стараются помогать другим, не оставайтесь в стороне и поддержите Фонд Варнава в оказании помощи самым нуждающимся!


Читайте также: