Молитвенный листок

Министр юстиции Судана Насреддин Абдель Бари

В Судане наконец-то отменен закон о вероотступничестве, который предписывал смертную казнь за оставление ислама. Это вызвало большую радость среди христиан Судана, особенно тех, кто перешел из ислама.

Постановление о поправках было принято в апреле без каких-либо возражений со стороны Суверенного совета. В пресс-релизе министр юстиции страны Насреддин Абдель Бари сказал, что это постановление аннулирует закон о вероотступничестве, защищает права и свободы граждан, а также снимает ранее наложенные ограничения. Теперь женщины могут выезжать за пределы страны со своими детьми без предоставления письменного согласия мужа или другого родственника мужского пола. Кроме того, постановление запрещает женское обрезание и разрешает употребление алкоголя немусульманами.

Поправки снимают давние ограничения свободы, введенные по время 30-летнего режима бывшего диктатора Омара аль-Башира, свергнутого военными в апреле 2019 года, после нескольких месяцев народных протестов. Отступничество уже было запрещено предыдущим уголовным кодексом Судана, но режим аль-Башира привел законодательство страны еще ближе к ультраконсервативной версии шариата (исламского закона).

Важную роль в изменении законодательства сыграл министр Бари, выпускник Гарвардской юридической школы, родом из Дарфура. По его мнению, поправки приведут национальное законодательство в соответствие с Конституционной декларацией Переходного военного совета, который сейчас управляет Суданом, и установят свободы для обеспечения верховенства закона без какой-либо дискриминации.

Исламисты Судана, разгневанные реформой уголовного кодекса, призывают свергнуть правительство. Ультраконсервативный исламистский клирик Абдельхай Юссеф, находящийся сейчас в добровольной ссылке в Турции, назвал эти реформы “войной с целомудрием” и призвал армию вступиться и “защитить закон Бога”.

Судан – одна из немногих стран в мире, где до сих пор была официально принята смертная казнь за вероотступничество. В 1985 году был казнен один из политиков – Махмуд Мохаммед Таха, 76-летний мусульманин, который был против введения шариата правительством президента Джафара Нимейри, и за свои взгляды он был повешен как вероотступник.

Министр Бари также заявил, что поправки включают в себя статью, запрещающую такфир – обвинение другого мусульманина в отступничестве, что давало обвинителю законное право убить его. “Такфир стал угрозой безопасности в обществе”, — подчеркнул он и посоветовал тем, кого обвиняют в отступничестве, прибегать к правосудию.

Принцип такфира сложился еще в седьмом веке в группировке хариджитов (которые позже исчезли) и был воспринят современными исламистами как способ оправдать свое насилие по отношению к более умеренным мусульманам, с богословием и практикой которых они не согласны.

Фонд Варнава приложил много усилий в борьбе с законом о вероотступничестве, принятом в классическом исламе, и поддержке мусульман, которые оставили ислам и перешли в другую религию. Этой проблеме была посвящена одна из наших петиций, подписи которой собирались целый год (2003–2004). Ее подписали около 90,000 человек из 32 стран мира. Петицию мы подали 28 июля 2004 года в Женеве Верховному комиссару ООН по правам человека.

Всего несколько стран предписывают смерть за вероотступничество на законодательном уровне, среди них Афганистан, Мавритания, Катар, Саудовская Аравия и Сомали. Однако в последнее время нет никакой информации о том, что подобные казни совершались. В Иране тоже существует смертная казнь за вероотступничество: один из законов предписывает, что любой вопрос, о котором “закон страны умалчивает”, будет рассматриваться в соответствии с исламскими источниками и фетвами. Так, в 1990 году за отступничество в Иране был повешен христианин Хуссейн Судманд, перешедший из ислама в христианство.

Иногда людей приговаривают к смерти, а затем даруют им помилование. В мае 2014 года в Судане, 27-летняя беременная христианка Мериам Яхья Ибрахим была приговорена к смерти за отступничество, так как отказалась отречься от своей христианской веры. Ее отец был мусульманином, но он ушел и с шести лет ее мама воспитывала ее как христианку. Обвинение основано на том, что, родившись от мусульманина, она считается мусульманкой от рождения. В июне 2014 года апелляционный суд отменил ее приговор.

Согласно классическому шариату, мусульмане, оставляющие свою веру, должны жестоко наказываться. Такое отступничество считается в исламе равносильным предательству родины, потому карается смертью. Все школы шариата предписывают смертную казнь всем психически здоровым взрослым мужчинам, отступившим от ислама. Маликитский мазхаб – школа шариата, исторически доминирующая в Судане, – также предписывает смертную казнь и для женщин и считает, что наказываться должно даже внутреннее, невысказанное отступничество. На покаяние дается три дня, затем в силу вступает смертный приговор.


Читайте также: