Молитвенный листок
скачать в .pdf

Для христиан во всех регионах мира преследования и притеснения стали фактом жизни. Церковь находится под постоянными нападками, физическими и политическими. Редко где евангельская весть распространяется свободно. Те, кто принадлежит Христу, сталкиваются с трудностями и скорбью – как Иисус и предупреждал (Иоанна 16:33).

Когда мы читаем о гонениях, мы испытываем шок, но не удивление. Библия ясно говорит, что Церковь Божью ждут гонения и что народ Божий будет страдать за имя Христово. Иисус предупреждал Своих последователей, что другие будут “поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня” (Матфея 5:11).

Главная причина, почему мир гонит Церковь, в том, что мир ненавидит Христа. “Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел”, – говорит Господь Иисус Своим ученикам. “Если Меня гнали, будут гнать и вас… Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня” (Иоанна 15:18, 20-21).

Есть и другие причины, почему Церковь сталкивается с противостоянием. Гонения происходят в определенной культурной, политической, идеологической и религиозной среде. Правительство, экстремисты и просто общество, включая родственников и друзей, – у всех есть свои личные причины для ненависти по отношению к христианам. При этом их действия могут определяться факторами, которые они даже сами не до конца осознают.

Давайте рассмотрим некоторые такие причины, сосредоточившись на определенных контекстах некоторых стран и регионов мира, где христиане подвергаются давлению и гонениям.

Гонения на Западе действительно существуют

Может показаться странным, что мы начинаем с Запада. Кажется, что западный мир – включая Австралию, Канаду, Новую Зеландию, Америку, Великобританию и западную Европу – это тот регион, где христиане больше всего пользуются свободой и миром.

В течение последних двух столетий церковь на Западе наслаждалась беспрецедентной свободой поклоняться и исповедовать христианскую веру, так что многие даже не согласятся, что на Западе есть гонения. Безусловно, гонения на Западе не идут ни в какое сравнение с тем, что переносят христиане в исламском мире, при коммунистических режимах и в других регионах, где правит религиозный национализм. Но это не значит, что на Западе гонений нет.

В декабре 2019 года в Хаддерсфилде (Западный Йоркшир, Англия) был арестован уличный проповедник Дэвид Макконнелл за “нарушение общественного порядка на почве ненависти”, его задержали на 6 часов просто за проповедь евангелия. Прохожие ложно обвинили его в ненавистнических и оскорбительных высказываниях. К счастью, проповедника освободили без предъявления обвинений, и полицейские признали, что действовали незаконно.

В другой стране Макконнелла могли и не освободить, а власти не признали бы своей ответственности. В Северной Корее или Эритрее он до сих пор находился бы в тюрьме, а вполне вероятно, мог бы быть уже мертв. Но все же разве пережитое им не является антихристианским преследованием?

Постхристианский запад

Обычно в мире считается, что Запад – это христианская цивилизация, а отдельные западные народности считаются христианскими народностями. Однако не следует поспешно заявлять, что западный мир является чисто христианским. Нужно учитывать нехристианские философии и концепции, сформировавшие западную культуру и трансформирующие сейчас Запад в цивилизацию постхристианства.

Эти философии и концепции включают в себя следующие: секуляризм, прогрессивизм, индивидуализм и материализм.

Секуляризм готовит почву для гонений

Светское общество, по мнению Национального светского общества Великобритании, – это такое общество, которое не отдает предпочтение религии и религиозным взглядам. Это значит, что нет какой-то установленной религии или церкви и что позициям религиозных лидеров не отдается предпочтение перед иными мнениями. Светское общество гарантирует (в теории) свободу вероисповедания и равное отношение как к тем, кто исповедует какую-либо религию, так и к тем, кто не исповедует никакой.

Западное общество является в значительной степени светским. Религия, как правило, не имеет привилегированного положения – несмотря на возмущения гуманистов и атеистов – когда дело доходит до политики и регулирования общественного устройства, даже в Соединенных Штатах, где влияние христианства остается сильным, или как в Дании, Норвегии и Англии, где нет конституционного разделения церкви и государства, а есть официально установленные церкви. Некоторые же страны, такие как Франция, сознательно отвергают любую роль религии в общественной жизни.

Теоретически секуляризм стремится к созданию ценностно нейтрального пространства, однако обычно приводит к враждебности в отношении религии. Надпись на картинке: «Построй эту стену».

Есть в секуляризме элементы, с которыми некоторые христиане согласились бы, – например, равное положение перед законом, независимо от религиозных убеждений человека.

Тем не менее, притязания секуляризма на создание ценностно свободного общественного пространства в корне ошибочны. Взять, например, недавние слушания в Конгрессе США, где участников с консервативными христианскими взглядами воспринимали не нейтрально, а с открытой враждебностью. Эми Кони Барретт, будучи кандидатом в Верховный Суд, услышала от лидера Судебного комитета Сената Дайан Файнштейн следующее: “Догма громко отзывается внутри вас, и это вызывает беспокойство, как вы будете подходить к большим проблемам, с которыми многие люди боролись годами в этой стране”.

Секуляризм может заявлять, что он стремится создать религиозно нейтральное общественное пространство, однако на деле он стремится к такому пространству, которое открыто враждебно религии в целом и христианству в частности. Это становится более явно по мере того, как общественный и политический дискурс переходит на рельсы новой доминирующей на Западе идеологии – прогрессивизма.

Прогрессивизм стремится избавиться от христианской этики и убеждений

Прогрессивизм – это очень широкое понятие, которое охватывает целый ряд теорий, идеологий и убеждений, в том числе либеральные взгляды на брак и сексуальность, гендерную идентичность и медицинскую этику. Те, кто придерживается этих взглядов, склонны выступать против религии вообще и против христианства в частности, так как считают эти взгляды устаревшими.

Идеи прогрессивизма широко распространяются на Западе. Как заметил Патрик Сухдео, директор Фонда Варнава, “поведение, противоречащее Божьим законам и христианским ценностям, сначала допускается, а затем приветствуется”.

Богослов и историк Карл Трумэн показывает, что движения прогрессивизма стремятся избавиться от христианской этики, потому что она устанавливает строгие сексуальные нормы, разрушающие личную свободу и – что принципиально важно – индивидуальную идентичность. Проще говоря, прогрессивизм убежден, что человек только тогда будет свободен, когда с христианством будет покончено.

Таким образом, в своих целях прогрессивизм идет дальше, чем секуляризм. С точки зрения секуляризма, уличный проповедник, такой как Дэвид Макконнелл, имеет право публично проповедовать евангелие, но его точка зрения не должна доминировать, поэтому другим тоже должно быть позволено критиковать его взгляды и представлять свои. А с точки зрения прогрессивизма, Макконнелла осудят как угнетателя и обвинят в разжигании ненависти, призвав власти посадить его под замок. “Христиане, придерживающиеся консервативных взглядов, – говорит Сухдео, – считаются опасными для общества”.

Толерантность, как утверждает Трумэн, больше не считается достаточной. Христианин может придерживаться личного мнения, например, о том, что гомосексуализм – это грех, но не должен испытывать какой-либо неприязни по отношению к гомосексуалистам и осуждать их поведение. И даже такая позиция не устраивает современных позитивистов. “Политика сексуальной идентичности стала настолько яростной, что любое несогласие с ней встречается презрением, а иногда и судебными исками”.

Таким образом, сторонники прогрессивизма считают, что христианская этика и убеждения должны быть не просто вытеснены в сферу частной жизни, но полностью устранены. Только так, по их мнению, можно остановить “угнетение”.

Индивидуализм, материализм и “современное я”

Определение понятия “угнетения” позитивисты расширили до такой степени, что включили в него даже просто факт наличия людей, не согласных с их мнением или поведением. Все из-за того, какое большое значение в наш век придается идентичности – в частности сексуальной ориентации и гендерной принадлежности. Определяющим стало самоосознание и самоощущение человека.

Самый распространенный аргумент в пользу аборта – это физиология индивида. Надпись на плакате: «Держите свои законы подальше от моего тела» (Прим. пер.)

Например, верить в то, что христианство истинно, а другие религии или философии ложны, означает не просто не соглашаться с убеждениями другого человека – в идеологии прогрессивизма это означает отрицать их “личностность”, считать их “недолюдьми”.

Например, все чаще в этом обвиняют христиан, выступающих против абортов, потому что они, якобы, не считают женщин полноценными человеческими существами. Например, в одной авторской статье в New Republic утверждается, что активистов по борьбе с абортами нисколько не заботят нерожденные дети, просто женщины для них – это нелюди. В статье утверждается, что аборты не должны ограничиваться, потому что “женщина – это личность”.

Современное самосознание в значительной степени коренится в ценностях эпохи Просвещения (18 век), когда произошел поворот к рационализму, материализму и либерализму – и, в частности, к индивидуализму, который доминирует в западном мировоззрении.

Такое подчеркивание ценности личности необязательно является чем-то плохим. В действительности, частично эта идея взята из христианской этики, в частности из протестантского взгляда на то, что каждый человек лично строит взаимоотношения с Богом через Христа, не имея нужды в другом человеке-посреднике. Христианам, желающим вернуться во времена до эпохи Просвещения, следовало бы акцентировать внимание на отрицании ценности отдельной личности, что лежало в основе как рабовладельческого, так и феодального обществ, которые предшествовали Просвещению.

Мы, христиане, утверждаем ценность каждого человека, независимо от его образа жизни и убеждений (в конце концов, все мы грешники), однако индивидуализм сам по себе не всегда здрав. Мировоззрение Запада зачастую несет идею, что каждый должен быть абсолютно свободен делать то, что ему хочется.

Согласно идеологии прогрессивизма, эта морально автономная личность – некое “современное я”, по выражению Трумэна, – считает, что ее угнетают, если ей не позволяется жить в соответствии с ее собственной правдой и личным пониманием и ощущением того, какой эта личность должна быть. “С такой сосредоточенностью на самом себе,– говорит Сухдео, – приходит поклонение самому себе”. И сторонники прогрессивизма считают нарушение этого самопоклонения актом угнетения.

Однако Библия отрицает, что такая субъективная “истина” отдельного человека действительно является истиной. Человек не может просто изобрести свой образ жизни и добиваться, чтобы все признали его хорошим и правильным. Человек должен повиноваться Богу и раскаиваться, когда этого не делает.

Западное мировоззрение также опирается на материализм, который явно выражен в теории марксизма – и в современном прогрессивизме, частично заимствованном у Маркса. Материализм явно просматривается в теориях свободного рынка, связанных с неолиберализмом и либертарианством. Этот мир – это все, что существует. Нет никакого законодателя или источника морали, превосходящего наш мир, а потому что мешает нам самим судить о правильном и неправильном, исходя из собственных ощущений и руководствуясь тем, что помогает мне заработать больше денег?

Француженка Шанталь Дельсоль, политический историк, объясняет: “Наши западные современники больше не верят в запредельное и трансцендентное. Поэтому смысл жизни нужно искать в самой этой жизни, а не над ней, где ничего нет”. По ее мнению, это позволит обратить вспять тот процесс, посредством которого христианство заменило собой язычество в качестве источника норм и ценностей на Западе. Она называет это превратностями судьбы, что язычество вновь одерживает верх.

Гонения будут усиливаться

Судя по нынешним тенденциям, гонения на Церковь в западных странах будут усиливаться. Мы знаем, что евангелие находится в постоянной оппозиции к мирским ценностям, это актуально для любого места и времени, однако сейчас становится все более очевидным огромный разрыв между христианством и той этикой, что преобладает на Западе. “Запад, – говорит доктор Сухдео, – не просто пассивно постхристианский и безразличный к христианству; сейчас он активно антихристианский и глубоко нетерпимый к христианской вере”.

Секуляризм, прогрессивизм, радикальный индивидуализм и атеистический материализм объединились, чтобы выставить христианство в роли угнетателя, который наносит урон и ущерб само­оценке и самоуважению того, кто, по их мнению, лишь пытается жить в соответствии со своей собственной истиной и своим собственным миро­ощущением.

Христианство возвращается к положению ранней церкви в Римской империи. Верующие должны будут, образно выражаясь, принести свои жертвы благовоний императору и языческим богам, иначе столкнутся с последствиями. Секуляризм знаменует собой возвращение к ситуации, которая была в Римской империи, когда государство было законодателем морали, а религия – сугубо частным делом. Прогрессивизм идет еще дальше, стремясь уничтожить христианство и все, что угнетает “современное я”. Христиане станут преследуемым меньшинством, которые либо капитулируют, либо будут находиться в остром противоречии с господствующей культурой.

Христиане должны помнить о пяти вещах:

  1. Поступать с благодатью. Без Христа мы такие же грешные и не более проницательные, как и все.
  2. Остерегайтесь принимать чью-либо сторону в западной культурной войне. Ошибки одних не должны подталкивать нас к бездумному принятию ценностей других.
  3. Прежде чем бросаться критиковать правительства и культуры других стран, посмотрите на свою собственную.
  4. Будьте готовы пожертвовать имуществом, деньгами, безопасностью и даже жизнью ради дела Христова – так делают наши братья и сестры по всему миру. Разве вы забыли, что христиане призваны ежедневно нести свой крест (Луки 9:23)? Или мы приспособились к образу жизни этого мира (Римлянам 12:2)?
  5. Даже если Запад и отходит от христианских ценностей, помните, что это не наш дом. “Здесь, на земле, у нас нет родины, мы ожидаем будущего города” (Евреям 13:14, НРП).

Церковь на Западе, как и в других регионах мира, может прийти в упадок или совсем исчезнуть из поля зрения. Но Царство Христа будет расширяться, и в конце концов весь мир будет под Его властью и правлением.

Читайте книгу Патрика Сухдео «Новая гражданская религия» (2017) от издательства «Свет на Востоке»: www.lio.ru.


Читайте также: