Молитвенный листок

Согласно преданию, евреи, разгневанные успехом служения Варнавы, вытащили его из синагоги, где он проповедовал евангелие, и побили его камнями до смерти. Это произошло в 61 году нашей эры в городе Саламис на Кипре. Он уже проповедовал в той синагоге раньше, в самом начале своего первого миссионерского путешествия вместе с Павлом (Деяния 13:2-5). Смерть Варнавы стала исполнением слов Господа Иисуса, которые Он сказал о Своих последователях: “Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу” (Иоанна 16:2).

Варнава — это прозвище, так его называли другие апостолы. Это прозвище отражало его характер, его добродушие и прямоту. А звали его Иосиф, что тоже во многом было символично, отражая то, каким человеком он был. Как и ветхозаветный Иосиф, пострадавший много и ставший затем правителем в силу своего характера, так и Иосиф-левит из Кипра стал Варнавой, что означает “сын утешения”. Мы мало знаем о его жизни, но нам много известно о его характере и его добрых делах.

Варнава служил Богу как пророк и учитель (Деяния 13:1), тот, через которого Бог совершал чудеса (Деяния 15:12). Его даже называют апостолом в Деяниях 14:14 (избранный Иисусом в числе Семидесяти, согласно преданию Ранней церкви).

В Деяниях упоминается, что Варнава был “муж добрый и исполненный Духа Святого и веры” (Деяния 11:24). И к этому есть что добавить. Первое, что мы о нем слышим, это что он продал свое поле и принес деньги апостолам (Деяния 4:36-37). На тот момент ничего не говорится о том, чтобы церковь особо сильно нуждалась в финансах. Скорее, действие Варнавы “искрится спонтанностью и радостью”. Мы видим в это щедрость и в то же время смирение, так как он тем самым признал авторитет апостолов и подчинился ему, принеся свой дар для того, чтобы они использовали его по своему усмотрению. Неудивительно, что позже, когда требовался человек для передачи пожертвований от церкви в Антиохии страдающим от голода верующим Иерусалима, именно Варнава был одним из тех, кого сочли заслуживающим доверия (Деяния 11:27-30). Кроме того, мы знаем, что он зарабатывал себе на жизнь, чтобы не обременять ту общину, в которой он нес служение (1 Коринфянам 9:6).

С первых дней своего служения Варнава проявлял смирение. Даже когда спустя несколько лет его приветствовали толпы народа, прославляя и воспевая его, он страстно умолял их поклоняться не ему, а Богу (Деяния 14:12-18).

У него был чудесный дар: он всегда думал о других хорошо и видел в них лучшее. У него была та самая любовь, о которой говорится в 1 Коринфянам 13:5-7. И несомненно именно из-за этого он получил свое прозвище. Он первый в Иерусалиме поверил, что Савл — известный гонитель Церкви — действительно обратился (Деяния 9:26-27). И он поступил в соответствии со своим мнением: повел Савла к апостолам и поручился за него. Позже Варнава разыскал Савла и взял его с собой в Антиохию, чтобы вместе с ним служить там среди новообращенных. Он разглядел потенциал в Иоанне Марке и всячески защищал его, решив дать ему еще один шанс после того, как тот их подвел (Деяния 15:35-41).

Он был утешителем и примирителем. Это видно, когда еврейская церковь в Иерусалиме избрала его для служения в Антиохии, где были не только евреи, но и язычники. Это могло стать препятствием для некоторых христиан из евреев, но только не для Варнавы. “Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем” (Деяния 11:19-23).

Этот сын утешения нежно заботился о новообращенных не только в Антиохии. Мы видим его пасторское сердце, его желание защитить и укрепить верующих во многих других местах, например, в Дервии (Деяния 14:20-23).

Он был стойким и мужественным, постоянно перенося трудности и гонения ради евангелия (например, Деяния 13:50-51). Он устоял, когда сломился Иоанн Марк (Деяния 13:13-14). Он смело отстаивал то, что считал правильным. Его решимость поддержать Иоанна Марка была столь велика, что он даже разошелся с Павлом из-за этого вопроса (Деяния 15:39-40). Он не боялся высказываться против мнения других верующих, отстаивая вопрос о христианах из язычников (Деяния 15:1-12).

В это Рождество, вспоминая наших страдающих братьев и сестер, которые лишены основных прав и свобод, а также материальной обеспеченности, давайте станем для них Варнавой – сынами и дочерьми утешения. Давайте нести им надежду, помощь, утешение и радость!


Читайте также: