СЦ-2017 Молитвенный листок

pdfМы продолжаем серию статей о жизни христиан в мире, полностью противоречащем нашей вере и ученичеству. В 3 главе своего первого послания апостол Петр продолжает наставлять своих читателей, как следует переносить страдания, в том числе незаслуженные.

В Первом послании Петра этот мир носит имя “Вавилон” (5:13), что, вероятно, символизирует Рим и обозначает место изгнания народа Божьего. Христиане – изгнанники и пришельцы в земле чужой, наши ценности и традиции отличаются от окружающего мира, поэтому мы вызываем у него презрение и испытываем отвержение. Такое отношение направлено на то, чтобы запугать, пристыдить нас, чтобы мы отказались от своей христианской веры и образа жизни и вернулись на прежний путь.

Апостол Петр пишет это послание, чтобы вдохновить христиан твердо стоять в вере перед лицом такой враждебности и научить, как это делать. Сегодня его слова обращены к 10% верующих по всему миру, которые переживают дискриминацию, преследования и насилие за свою веру. В то же время жизнь тех христиан, которым он пишет, в какой-то степени даже ближе современным христианам Запада, где более мягкие формы притеснений. Одним словом, в этом послании все мы можем найти для себя наставление и руководство, как остаться верными Христу во враждебном мире.

1 Петра, 3 глава

В изучении предыдущих глав мы увидели, что 1 послание Петра в 1 и 2 главах призывает нас вести такую жизнь, которая отражала бы наш статус как народа Божьего и нашу надежду на спасение во Христе. В конце 2 главы автор переходит от теории к практике и показывает, как применять то, что он только что сказал, в повседневной жизни в контексте отдельных социальных взаимоотношений. Первые стихи 3 главы продолжают этот раздел, давая наставления мужьям и женам (стихи 1–7), а затем следует призыв ко всем христианам поступать должным образом (стихи 8–12).

В последней части 3 главы Петр провозглашает, что в конечном счете ничто не может причинить нам вреда, если мы исполняем волю Божью; даже незаслуженные страдания не повредят нам, если мы правильно их воспринимаем (стихи 13–17). Он основывает свою веру на победе Христа над злыми силами, победе, которая приносит спасение Его народу (стихи 18–22). Наша уверенность в том, что мы перейдем от нынешних страданий к будущей славе, побуждает нас стойко переносить любые гонения.

Жены и мужья (3:1–7)

Эти стихи продолжают большой раздел о должном поведении христиан в контексте различных социальных взаимоотношений. Рассмотрев отношения граждан к властям, а также между рабами и господами, Петр переходит к рассмотрению супружеских отношений. Первый и самый длинный список наставлений адресован женам (включая тех, кто замужем за неверующим), а последний стих – мужьям.

Этот отрывок служит приложением к общему учению послания (в 2:11–12) о подчинении себя установленным институтам и должном поведении в соответствии с принятыми в обществе нормами. Таким образом мы сможем снизить враждебность, которую вызывает в окружающих наше следование Христу, и даже сможем привести некоторых из них к вере.

Положение женщин

В греко-римском мире 1 века к женщинам относились как к существам низшего порядка, не имеющим такого достоинства и даже положения перед законом, как мужчины. К концу 1 века в Римской империи их положение несколько улучшилось, но они все еще оставались в подчиненном положении перед мужчинами. Это выражалось и в подчинении жен мужьям.

Первые христиане выступили против той предпосылки, что лежит в основе этой практики, провозгласив, что в глазах Бога мужчина и женщина имеют равный статус во Христе. Но Церкви приходилось находиться в строго патриархальном обществе, и попирать его нормы означало навлечь на себя еще большие гонения. Этот отрывок является попыткой сбалансировать евангельскую истину о равноправном положении всех во Христе с заметным (хотя и неполным) уважением к нормам того времени.

Сегодня христиане имеют разные мнения относительно ролей мужчины и женщины в браке. Но в контексте 3 главы 1 Петра этот вопрос вторичен. На первое место здесь выходит другая проблема: как жены и мужья должны строить свои отношения друг с другом в контексте враждебного им общества.

Итак, жены должны следовать ожиданиям греко-римского общества (см. примечание слева), повинуясь, или подчиняясь своим мужьям. В случае если женщина замужем за неверующим, ее послушание снизит напряжение между ними и поможет избежать лишних разногласий, а также будет способствовать его обращению. Это не несет никакой угрозы ее христианской целостности; наоборот – скромность, нежность и молчаливость, восхваляемые в Писании, были добродетелями многих благочестивых жен.

Однако повиновение мужу имеет свои границы. Неверующий муж не имеет права заставлять свою жену отказаться от своей веры или принуждать ее поклоняться другим богам. Вместо этого жены должны твердо держаться своей христианской веры в словах и делах (“делать добро”, ст. 6), не боясь угроз, которые в результате это может вызвать.

Мужья в своей семейной жизни должны руководствоваться знанием того, что в глазах Божьих и в церкви женщина имеет такой же статус. Поэтому они не должны использовать физическую силу или социальные привилегии, чтобы оказывать на жен давление. Напротив, они должны оказывать женам честь как сонаследницам благодатной жизни. Это настолько важно, что от этого зависит, будут ли их молитвы услышаны Богом.

С течением времени и культурными изменениями меняются и ожидания общества относительно роли мужа и жены. Но принципы этого отрывка до сих пор действуют. Чтобы уменьшить враждебное отношение к себе окружающих, верующие супруги должны уважать существующие законы брака и соответствовать требованиям современного общества, – если они не противоречат нашей вере и образу жизни; а если противоречат, мы должны делать добро, не боясь возможных негативных последствий. Нам следует относиться друг ко другу с уважением, признавая, что перед Богом мы все равны. Это объединяет нас и помогает всем вместе твердо стоять в вере перед лицом гонений.

Женщины в исламских странах

Достоинство и равенство, приписываемые женщине в этом отрывке, резко контрастирует с положением женщины в исламе. Классические законы шариата ставят женщину вдвое ниже мужчины, и в браке она не имеет тех же прав, что и он, относительно развода и опеки над детьми. Большинство мусульманок в исламском обществе подвергаются дискриминации в правовых и культурных вопросах и терпят грубые нарушения прав человека.

Христианкам тоже приходится нелегко. Их презирают не только за пол, но и за веру. Так, в частности в Пакистане и Египте, христианские женщины и девочки становятся жертвами похищений и сексуального насилия; их принуждают принять ислам и выйти замуж за мусульманина. Ежегодно происходят сотни таких случаев, и власти практически ничего не делают, чтобы помочь им.

Призыв к праведной жизни (3:8–12)

Эти стихи завершают большой раздел послания, который начался в 2:11–12 с призыва к добродетельной жизни. Далее автор иллюстрирует этот принцип в разрезе конкретных социальных отношений, где отображены те трудности, с которыми сталкиваются все христиане, будучи странниками и пришельцами в Римской империи. И завершает этот отрывок всеобщий призыв к праведной жизни, причем здесь подчеркивается, что мы не должны воздавать злом за зло, но напротив – благословлять своих гонителей. Призыв этот усиливается цитатой из Псалма 33, где говорится о том, что Бог благословляет праведника и не благоволит грешнику.

Сталкиваясь с давлением и гонениями, христиане иногда проявляют друг к другу ту же враждебность, что и неверующие. Но стих 8 ясно показывает, что мы не должны впускать эти отрицательные качества в наши церкви. Наоборот, мы должны демонстрировать совсем иное: единомыслие, сострадательность, братолюбие, милосердие и смиренномудрие. Такие качества делают общину сильной, способной выстоять в гонениях и сохранить твердую веру.

Благословляйте гонителей

33-летний Пам Джанг – один из пятерых христиан, которых мусульмане застрелили и бросили в придорожную канаву в Нигерии в августе прошлого года. Нападавшие остановили проходивший мимо автобус, вывели христиан и расстреляли их. У Пама осталась беременная жена Грейс, две дочки и сын. И несмотря на весь ужас случившегося Грейс говорит: “Мой муж мне очень дорог, и я очень скучаю по нему. Но что я могу поделать, кроме как поблагодарить Бога за его жизнь? Я молюсь о том, чтобы через его смерть те, кто убил его, познали Иисуса как Своего Спасителя”.

Псалом 33:12–16 вторит этому призыву. В нем говорится, что тот, кто хочет жить и любит долгоденствие и благословение, должен удерживать язык свой от зла и уста свои от коварных речей. Тот должен уклоняться от зла и делать добро, искать мира и следовать за ним. И причина в том, что очи Господа обращены на праведников и уши Его – к воплю их, а лицо Господа – против делающих зло.

Отсутствие мира среди христиан во времена гонений и отмщение своим притеснителям несет разрушение. Воздавая злом за зло, мы спускаемся до уровня злодея и теряем Божье благословение. А когда мы отвечаем на зло смирением и любовью, как друг другу, так и своим гонителям, мы исполняем Божью волю и наследуем Его благословение, которое Он приготовил для праведных. Кроме этого смирение и любовь помогают жить и процветать даже в стесненных обстоятельствах.

Несправедливые страдания (3:13–17)

Здесь общее течение мысли немного меняется. Теперь акцент делается на том, чтобы убедить читателя, что хотя злые силы и восстают на нас, в конечном счете победа за нами. В этих стихах Петр дает наставление, как нам реагировать на незаслуженные наказания, и рассматривать их нужно в более широком контексте.

Петр убеждает читателей, что никто не причинит нам зло, если мы будем ревнителями доброго, то есть следовать воле Божьей и не отвечать на оскорбления. Но здесь возникает проблема. И автор, и читатели понимают, что это правило действует не всегда. Можно навлечь на себя презрение вопреки – или даже благодаря – нашей праведной жизни. Как же вести себя, переживая такие несправедливые страдания?

Бегство от гонений

Многие христиане сегодня оставляют свои дома из-за угроз и насилия. Сотни тысяч христиан уже бежали из Ирака и Сирии, когда им сказали, что они должны принять ислам или покинуть территорию, а иначе их убьют. В Пакистане христиан часто ложно обвиняют в богохульстве, и им приходится искать убежище в других странах из-за страха мести со стороны мусульман.

Важно подчеркнуть, что такое бегство христиан не противоречит повелению не бояться своих врагов. В Евангелии от Матфея мы читаем, как Господь Иисус неоднократно говорил Своим ученикам не бояться тех, кто притесняет их (Матфея 10:26, 28, 31), но Он также говорил им, что если их гонят в одном месте, они должны бежать в другое (Матфея 10:23). Наши братья и сестры, убежавшие из стран, где бушуют гонения, заслуживают того, чтобы мы следовали их примеру, потому что они продолжают твердо держаться своей веры, проявляя мужество и стойкость.

Конечно, когда на нас нападают, наша естественная человеческая реакция – это страх. Когда мы оказываемся лицом к лицу с гонениями, особенно если они выражены насилием, наше спокойствие и самообладание улетучиваются. Даже наше христианское посвящение может дрогнуть. Но эти стихи рисуют нам другую перспективу и побуждают реагировать иначе.

Мужество и верность

В сентябре 2013 года, когда в пешаварской церкви в Пакистане прогремели взрывы, погибли свыше ста человек, многие получили тяжелые ранения. Подросток Шалом Наим потерял всех своих близких родственников. И все же его вера остается твердой и непоколебимой. Он ободряет других христиан продолжать ходить в церковь. “Я не боюсь ходить в церковь, – говорит он – Мы должны благодарить Бога за Его великую любовь”. А отец, потерявший обоих своих детей, мужественно исповедует свое доверие Богу словами 90 Псалма: “Прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю”.

Правильный ответ на страдания (как говорится и в Книге Исайи 8:12) – это не бояться и не страшиться. Потому что они не могут причинить нам вред, а печаль, которую они приносят, ведет к благословению. У нас нет причин поддаваться их давлению и отказываться от Христа. Мы должны оставаться верными нашему Господу: почитать Его и жить в послушании Ему, веря, что Бог с нами во всех скорбях.

Страдания дают нам возможность проявить надежду, которую мы имеем. Наша реакция показывает, на что мы уповаем. Мы должны быть готовы всякому дать ответ о своей вере, но делать это с кротостью и благоговением и имея добрую совесть. Если люди злословят нас за верность Христу, наша вежливость и примерное поведение пристыдят их и уменьшат их враждебность.

Лучше делать добро и страдать по воле Божьей, чем страдать из-за собственных грехов. Если мы будем реагировать на страдания так, как учит нас Писание, – повинуясь Христу и исповедуя Его своим Господом, а также воздерживаясь при этом от ненужных провокаций окружающих, – то наши несправедливые страдания принесут нам не вред, а благословения.

Победа Христа (3:18–22)

Но на чем основывается такая уверенность? Откуда мы знаем, что незаслуженные страдания за веру приведут нас к благословению? Заключительный отрывок 3 главы раскрывает нам, что это за основание, – это победа Христа над силами зла, победа, которая спасает нас от их власти.

Христос тоже терпел страдания несправедливо, когда принес Себя в жертву за грех, чтобы привести нас в Царство Божье. Он пострадал как праведник за неправедных. Он умер в немощи нашей человеческой плоти, которая подвержена разрушительному воздействию греха, но ожил в новом образе духовного человека, который полностью подконтролен Духу Божьему.

После Своего воскресения Христос провозгласил победу заключенным в темнице духам, находившимся там от дней Ноя (см. примечание на следующей странице), и провозгласил окончательное поражение всех духовных сил, что ослушались Бога. Во дни Ноя Бог терпеливо ожидал, прежде чем обрушить на этот мир заслуженное наказание, так же, как и сейчас Он терпеливо ждет, прежде чем произвести последний суд над этим миром. И так же, как тогда, когда в ковчеге от потопа спаслись всего несколько праведников, так и теперь мы спасаемся, проходя через воды крещения.

Что за духи в темнице?

Первое послание Петра 3:18–22 – довольно трудный для понимания отрывок. Существует много толкований этого места. Согласно одному из них, которое мы привели в статье, “духи в темнице”, о которых говорится в стихе 19, – это падшие ангелы, о которых рассказывается в 6 главе Бытия, которые ослушались Бога и брали себе в жены земных женщин. В некоторых иудейских традициях от них (от их потомства) произошло зло на земле, и они были заключены в темницу в ожидании последнего суда. Вознесение Христа на небо ознаменовало Его победу над ними и окончательный приговор им и всему злу, что они принесли на землю.

Крещение – это не формальный ритуал, который помогает удалить грязь с тела. Оно имеет силу, потому что через крещение мы обращаемся к Богу, признавая Его своим Господом и обещая вести себя соответственно своему исповеданию. Крещение спасает нас воскресением Иисуса Христа, то есть благодаря Его победе над силами зла. Оно выводит нас из-под их контроля и вводит во владычество Бога.

Все это основывается на вознесении Христа на небо, место божественного авторитета и его полного владычества, после Его смерти и воскресения. Через Его вознесение все злые силы, контролирующие людей и мирскую жизнь, покорились Ему и лишились власти над Его народом. Тот, кто заключил с Богом завет через крещение, больше не может быть окончательно повергнут ими, а те силы, что преследуют нас сейчас, в конце концов будут окончательно повержены.

Какие бы скорби ни встретили христиане в настоящем, они могут взирать в будущее с уверенностью. Через незаслуженные страдания и смерть Христос победил все зло. А в Нем и мы, страдающие незаслуженно, тоже однажды восторжествуем над всем злом, что притесняет нас сегодня. Его смерть, воскресение и вознесение на небеса гарантирует, что мы вознесемся из горнила страданий в славное Царство Его, чтобы наследовать обещанные благословения.

Заключение

Третья глава Первого послания Петра продолжает ободрять христиан, живущих словно пришельцы в чужой земле – “Вавилоне” – среди давления и вражды окружающего общества. Наставления Петра, описанные в первых двух главах, применяются здесь к еще одному типу социальных взаимоотношений – супружеским, а также даются общие наставления быть единодушными и не воздавать своим обидчикам. Далее Петр убеждает нас, что незаслуженные страдания не могут причинить нам непоправимый вред, но приводят нас к благословениям, если только мы переносим их правильно. Свою уверенность апостол основывает на смелом провозглашении победы Христа над всеми силами зла.

Отличительной чертой этой главы является призыв к правильной реакции на гонения. Мы должны следовать своей вере невзирая на последствия, признавая первенство Христа во всех наших словах и делах. Также мы должны избегать провоцировать ненависть к себе со стороны окружающих, уважая принятые в обществе нормы и традиции, если они не противоречат воле Божьей, и с кротостью говорить о своей вере. Также мы должны относиться с уважением друг к другу, дабы созидать единство и поддерживать друг друга в гонениях. Поступая так, мы увидим, что даже несправедливые страдания станут для нас источником благословений. Мы можем не сомневаться в этом, так как гарантия этому – победа Христа!pdf

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


Читайте также: