Молитвенный листок

Как должны христиане жить в условиях гонений?
Как сохранить веру перед лицом угроз и устоять перед искушением сдаться?
pdf_ico

iraqi-christians300

Огни антихристианских гонений вспыхивают по всему миру. В большинстве стран Ближнего Востока и во многих государствах Африки и Азии наши братья и сестры продолжают страдать от дискриминации, жестокого обращения и насилия за веру и преданность Христу. По подсчетам исследовательского центра Пью и Евангелического союза, около 200 миллионов христиан (то есть около 10%) терпят притеснения или интенсивные гонения за свою веру.
Их боль и страдания настолько сильные, что по сравнению с ними те оскорбления и предрассудки, с которыми сталкиваются некоторые христиане на Западе, кажутся незначительными. Однако и западные церкви оказались сейчас перед лицом возрастающей угрозы: со стороны агрессивного и нетерпимого атеизма, со стороны самоуверенного и непреклонного исламизма (политического ислама), а также со стороны законодательства и правоприменительной практики, угрожающей их традиционным правам и свободам. Жестокие преследования и притеснения со стороны властей, конечно, будут еще не скоро на Западе, но вот общественное давление, требующее порой пойти на компромисс или даже отречься от своей веры, можно наблюдать уже сегодня, а в ближайшем будущем такие тенденции будут лишь усиливаться.

Так как же должны христиане жить в условиях гонений, будь это суровые преследования верующих в других странах или неприятие обществом, что можно наблюдать сейчас на Западе? Как нам сохранить свою веру и ученичество перед лицом подобных угроз и устоять перед искушением сдаться?

Относительно этих вопросов (как и любых других) должное наставление и вдохновение мы находим в Новом Завете. Некоторые его книги адресованы христианам, переживающим различного рода гонения. Писание увещевает их твердо стоять в вере и наставляет в том, как это делать. Например, Первое послание Петра написано церквям, столкнувшимся с общественным давлением. Ситуация, в которой оказались христиане в то время, напоминает нам современное положение христиан в западном обществе.

“Церковь в Вавилоне”

Один из ключевых отрывков, необходимых для понимания сути всего послания, находится в самом конце, где автор пишет: “Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне” (5:13). Большинство комментаторов считают, что “Вавилон” — это явная аллюзия на Рим, откуда, должно быть, и было отправлено послание.

Основным значением Вавилона в иудейской мысли первого века было место изгнания, в которое отправились жители Иудеи после разрушения Иерусалима в 6м веке до н. э. Затем, когда Иерусалим был завоеван римлянами в 70 н. э., Вавилоном стали называть Рим, и это можно встретить у некоторых новозаветных авторов.

“Вавилон” в Откровении

В Книге Откровения “Вавилон” символизирует нечто еще более худшее, чем изгнание. Он все еще обозначает Рим, но здесь Рим показан демоническим, требующим для себя и своего императора, поклонения, которое на самом деле принадлежит одному только Богу, и жестоко преследует тех, кто отказывается поклониться.

Итак, в Откровении Вавилон/Рим изображен как центр разврата и жестокости по отношению к Божьему народу. Это место смятения и хаоса, порока и жестокости, горнило страдания для святых (см. главы 17 и 18). Эта картина подчеркивает уязвимость христиан ко злу в общем и к преследованию со стороны властей в частности.

Некоторые комментаторы считают, что эти более мрачные ассоциации подчеркивают употребление термина “Вавилон” в Первом послании Петра, и что поэтому это подразумевает государственную форму преследований, которая более интенсивная, чем социальное давление, описанное слева. Другие настаивают на том, что автор в целом положительно относился к римскому правительству (2:13-17) и не оспаривает законность императорской власти.

Однако можно с уверенностью сказать, что “Вавилон” в 1 Петра означает место изгнания Божьего народа и того презрения, отвержения и давления, что мы переживаем в этом изгнании.

Употребление этого термина в 1 Петра напрямую связано с первым стихом послания, где он называет своих слушателей “пришельцами, рассеянными” на земле чужой. Изгнанники и странники, как правило, не пользуются большой популярностью, ведь их принципы и ценности отличаются от принятых в обществе. Так же было и с первыми читателями Первого послания Петра.

Эти христиане состояли, в основном, из уверовавших язычников (т. е., бывших язычников там было больше, чем бывших иудеев). Они отказались от верований языческого общества, к которому некогда принадлежали, и стали жить как граждане небесного отечества, стараясь поступать по правде и быть верными Богу. Обретя свой вечный дом, они стали странниками и пришельцами в чужой земле и оказались под давлением со стороны своих языческих соседей, которые перестали их уважать и стали считать угрозой для себя. Христиане страдали от насмешек, клеветы и обвинений в том, что они предали идеалы своего общества.

Сегодня враждебность против христиан имеет похожие характеристики, будь то жестокие преследования, выпавшие на долю 10% христиан, или более умеренные, как на Западе. Мы с вами тоже странники и пришельцы на этой земле, поэтому христиане 21го века, в целом, не пользуются уважением в обществе. Мы тоже можем страдать от насмешек, оскорблений, отстраненности и даже обвинений в оказании вредного влияния на общество, ведь мы не следуем его нормам.

Цель такого отношения — запугать и устыдить христиан, заставить их отказаться от своей веры и образа жизни и повернуть назад. Перед лицом осуждения и враждебности христиане могут сомневаться в ценности своей веры: не лучше ли будет отказаться от нее или хотя бы пойти на компромисс с ожиданиями наших неверующих соседей? Стоят ли сегодняшние благословения и обещания будущих наград стольких скорбей и изгнания? Не лучше ли приспособиться к ценностям этого мира, отвергнув наше небесное жительство, и снова обрести свой дом здесь?
В контексте такого общественного давления и было написано 1 Петра, — чтобы показать истинную ценность нашей христианской веры и на этом основании наставить и вдохновить нас твердо держаться христианского исповедания и вести угодный Богу образ жизни в этом изгнании – нашем Вавилоне. Это послание напоминает нам о том, какие богатства Бог даровал нам во Христе и насколько это неизмеримо лучше той жизни, что была у нас прежде. Петр напоминает нам о славном будущем и предупреждает нас не потерять все это, оглянувшись назад, но держаться веры и послушания, ибо только это принесет нам благословение.

1 Петра 1 глава

Приветствие (1:1-2)

Послание начинается с традиционного вступления, в котором представляются автор и читатели, а также передаются приветствия. Каждый из этих элементов изложен очень подробно, что закладывает основание для всего последующего рассуждения и обозначает основные предметы и темы последующего разговора.

Описание читателей имеет особое значение для нашей темы. Это избранные, общество, избранное Богом, чтобы разделить привилегии и ответственность Его народа. Это пришельцы, живущие в чужой земле и среди чужого народа, потому что их вера и поведение не соответствуют мирским стандартам. Они живут в одном месте (В Понте, Галатии и т. д.), но являются гражданами совсем другого. Они рассеяны, разбросаны по миру, но ждут воссоединения в единое общество под управлением Божьим. Они также имеют особый статус, поскольку Бог возложил на них определенную задачу. Они отделены для Бога, чтобы жить новой жизнью, подчиненной Его воле, и наслаждаться плодами искупительной жертвы Христа, принесенной за них.

Чтобы вынести все преследования и страдания за имя Господа и остаться верными Ему, христиане должны ободриться ясным пониманием того, кто мы есть: мы Божий народ, созданный Отцом, искупленный Христом и освященный Духом. Но также нам нужно признать, что этот особый статус никогда не позволит нам идти в ногу с этим миром. Это и навлекает на нас критику и враждебность. Конец нашего изгнания, нашего выхода из Вавилона, еще впереди, а пока мы остаемся “странниками и пришельцами”, нам приходится страдать от последствий. Хорошая новость в том, что благодаря тому, кто мы есть и что нас ожидает в будущем, мы понимаем, что все эти трудности того стоят, и далее в своем послании Петр говорит об этом.

Упование на спасение (1:3-12)

В этом разделе в общем виде представлена тема всего послания. Автор воздает благословение Богу, Отцу Господа нашего Иисуса Христа, и объясняет, как Бог сделал нас Своим народом и что это для нас значит.

Стихи 3-5 говорят о том, как Бог возродил нас к новой жизни и что Он нам дал: живое упование через воскресение Христа, нетленное наследство, сохранность спасения благодаря силе Божьей и спасение, которое откроется в последнее время. В начале послания нас сразу же предупреждают о великих благословениях, причастниками которых мы можем стать как члены Божьей семьи. Наша жизнь теперь наполнена упованием, потому что Бог воскресил нас во Христе в прошлом, Его защитой в настоящем и ожиданием спасения, обещанного Им в будущем. Это упование поддерживает нашу стойкость в испытаниях и гонениях за Христа, с которыми мы сталкиваемся в изгнании.

Вера, испытанная огнем

В 2013 году Саид Абедини, иранский пастор, который живет сейчас в США, был приговорен к восьми годам лишения свободы за организацию домашних церквей. В тюрьме он страдает от угроз, избиений и пыток, но в своем письме жене он свидетельствует об очищающей силе этих испытаний: “Я всегда хотел, чтобы Бог сделал меня благочестивым человеком. Но я не представлял, что для этого нужно, как стали, пройти закалку. Это сложный процесс нагревания и охлаждения. Но лишь пройдя огонь и воду можно стать человеком из стали”.

Еще более явно эта мысль выражена в стихах 6-9, где виден явный контраст между нынешним испытанием нашей веры и будущей наградой. Мы радуемся этим благословениям, которые нас ожидают, даже хотя сейчас мы скорбим от различных испытаний. Для чего они нужны? Испытание нашей веры враждебностью и скорбями имеет важную цель: чтобы, когда явится Христос, испытанная вера ваша оказалась подлинной, “к похвале и чести и славе”. Так что хотя мы никогда не видели Христа, мы любим Его, и хотя мы не видим Его сейчас, мы верим Ему и радуемся в Нем, и даже наши испытания делают нас ближе к Нему и к цели нашей веры — спасению. Говоря о наших кратковременных страданиях за Христа в контексте вечного спасения и возвращения из изгнания, послание описывает их в положительном свете и помогает нам переносить их более легко.

А в стихах 10-12 автор послания оглядывается в прошлое и находит для нас источник силы и там. Дух Святой побуждал пророков Ветхого Завета к изысканиям и исследованиям об этом грядущем спасении. Истинно, они могли узреть его лишь отчасти; более полное откровение должно было прийти позже. Но их поиски доказывают, что наше спасение — часть предопределенного Богом плана: плана, который теперь исполнен в страданиях Христа и последовавшей за ними славе; плана, который Дух Святой провозгласил всему миру через Евангелие. Плана настолько чудесного, что даже ангелы желают проникнуть в него! Несмотря на то, что нам сегодня приходится терпеть за веру, наше спасение уже давно надежно хранится в Божьих руках. Наши страдания приведут нас к славному исходу из изгнания и возвращению домой, как страдания Христа привели Его к славе.

Держаться упования

Небольшая народность качин, которую составляют преимущественно христиане, вот уже два года страдает от постоянных жестоких нападений бирманской армии: беспорядочные бомбежки, газовые атаки и жестокое обращение с жителями. Христиан выгоняют из домов в джунгли, женщин похищают и насилуют, дети становятся сиротами. Несмотря на шаги по примирению рейды, похищения и убийства продолжаются. И все же эти скорби укрепили веру многих христиан. Партнер Фонда Варнава рассказал нам: “Некоторые люди испытали ужасные вещи – и даже сейчас живут в тяжелых обстоятельствах – но они по-прежнему имеют надежду и радость в Господе”.

Итак, этот раздел описывает великое упование на спасение – возвращение из вавилонского плена, которое Бог дал тем, кто принадлежит Его семье во Христе. Испытания нашей веры в гонениях на самом деле помогают нам достичь этого спасения, которое является частью Божьего плана для нас. Таким образом, этот отрывок описывает наши страдания за Христа в правильном ракурсе, чтобы помочь нам верно на них реагировать. С человеческой точки зрения наши обстоятельства могут быть тяжелыми и даже отчаянными, но с Божьей точки зрения и перспективы вечности это является для нас огромным благословением.

Призыв к святости (1:13-25)

После объяснения нашей надежды на спасение Петр вдохновляет нас к святой жизни, отражающей характер нашего Бога Отца. Наша повседневная жизнь должна быть наполнена упованием, благодатью и посвященностью Богу. Это означает оставить прошлую жизнь с ее грехами и противостоять давлению снова вернуться к ней.

Принуждение вернуться в ислам

Вооруженная исламистская группировка в Северном Камеруне подбросила записку под дверь пастора с призывом ко всем христианам прийти в пятницу в мечеть и вернуться обратно в ислам или “встретиться с гневом Аллаха”. Несколько дней спустя двое мужчин в тюрбанах устроили обыск в доме служителя и угрожали ему. Его семья бежала из деревни, другие верующие стали прятаться. Те, кто оставил ислам, периодически испытывают такое давление, принуждающее их отказаться от следования за Христом и вернуться к прежней жизни.

Стихи 13-16 призывают нас к действию: возложить свое упование на благодать, которая будет дарована нам в явлении Христа. В своей прошлой жизни мы ничего не знали об этой благодати, поэтому нашей жизнью управляли различные греховные страсти. Но теперь, как послушные дети своего Небесного Отца, мы больше не обязаны подчиняться им. Бог, призвавший нас к этой благодати, свят. Поэтому и мы должны вести святой образ жизни, повинуясь Его заповедям. Другими словами, если мы действительно надеемся получить наследие, которое Бог приготовил для нас, мы должны поступать как Его святой народ. Гонения могут оказывать на нас сильное давление вернуться к прежнему образу жизни, и эти стихи предупреждают нас не делать этого.

В стихах 17-21 это повеление повторяется снова, призывая нас к благоговейной жизни и страху Божьему, ведь Бог наш нелицеприятно судит каждого по делам его. Эти стихи еще раз подчеркивают, что мы изгнанники, мы больше не принадлежим этому миру. Через жертву Христа мы были освобождены от суетной жизни, в которой господствовали ценности этого мира. Снова и снова Писание показывает место нашего спасения в вечном плане Божьем, который был исполнен в воскресении и вознесении Христе. Это и является твердым основанием для нашей веры и упования на Него. Став причастником спасения вечного, мы отвергли ценности этого мира и живем в нем как странники, потому и враждебность и преследования вполне логичны. Но 1 Петра дает нам множество весомых причин продолжать идти этим путем, не сворачивая.

Обоюдная любовь

Среди новостей об отчаянных страданиях сирийских христиан мы слышим множество трогательных историй о том, как верующие заботятся друг о друге. В опустошенном Хомсе большая группа молодых людей усиленно работала, доставляя помощь сотням семей, а христианский дом престарелых продолжал свое служение даже после того как все другие организации в городе закрылись. В Алеппо одна некогда богатая христианка, щедро жертвовавшая для церкви, отдала последнее, что у нее было, и попросила внести ее в список нуждающихся. Служители церкви постоянно придумывают новые способы помочь беженцам заработать на жизнь, поскольку ресурсы иссякают, а нужда растет.

В стихах 22-25 автор увещевает нас быть одной семьей и любить друг друга, глубоко и от всего сердца. Такая искренняя любовь — естественное следствие нашей святости и послушания и происходит от нашего “возрождения” через Слово Божье. Цитата из Книги пророка Исайи (40:6б-8) приведена здесь, чтобы показать вечную природу животворящего Слова, которое отождествляется с проповеданным нам Евангелием. Это слово вечно и способно пробудить в нас новую жизнь. И эта жизнь должна отражаться в обоюдной любви. Это также повеление любить друга друга перед лицом гонений. Взаимная любовь подкрепляет нас и помогает выстоять испытания.

Заключение

Итак, все мы изгнанники и пришельцы в этом мире, поэтому переживаем с его стороны враждебность и давление. 1 глава 1 Петра помогает христианам жить в этом “Вавилоне”, и делает она это двумя способами.

Во-первых, она показывает нам наши страдания в контексте нашего нового особого статуса как народа Божьего и в контексте нашего упования на спасение, дарованное нам во Христе. С этой точки зрения испытания не исчезают и не становятся меньше, они являются частью христианской жизни в период изгнания. Но такой взгляд помогает нам верно понять их и стойко перенести. Ведь они доказывают качество нашей веры и помогают нам достичь спасения и возвращения в небесный дом.

Во-вторых, эта глава призывает нас воплощать свое упование в жизнь через личную святость, верность Богу и любовь друг ко другу. Мы должны отказаться от прошлой греховной и суетной жизни. Такие перемены делают нас странниками и изгнанниками в собственном обществе, которое требует от нас следовать его нормам. Но у нас есть веские причины оставаться твердыми в вере, и наша обоюдная любовь и забота поможет нам в этом. В следующей главе Петр предлагает нам практические советы, как жить в вавилонском плену и стойко переносить все испытания.

Скачать статью в .pdf

Читайте также: