Молитвенный листок

Сегодня все мировое сообщество сталкивается с проблемами, затрагивающими самые основы нашего существования в этом многострадальном мире.

В сентябре Программа развития ООН опубликовала свой ежегодный отчет о развитии человеческого потенциала, озаглавив его так: “Неопределенные времена, неустроенные жизни: формируя наше будущее в меняющемся мире”.

“Мы живем в беспокойном мире”, — пишет в предисловии к этому отчету Педро Консейсао, директор Отдела по подготовке доклада о человеческом развитии.

Вне всяких сомнений, мы живем в страждущем мире, разрушенном во многих сферах. Мы наблюдаем конфликты между группами людей и народами, мы видим тревожные климатические изменения и природные бедствия, всех нас коснулась пандемия, которая до сих пор не ушла, мы слышим об огромном количестве беженцев и переселенцев. К тому же, все эти факторы влияют на психическое состояние многих людей.

“Неопределенность, сама по себе, не является чем-то новым. Человечество всегда беспокоили эпидемии, войны, наводнения и засухи”. Однако, говорится в отчете ПРООН, “новые уровни неопределенностей взаимодействуют между собой, создавая новые виды неопределенностей – чего никогда еще не было в истории человечества”. В отчете выделяются “три изменчивые «встречные течения»”, усложняющие эти неопределенности:

1. Конфликты и неравенства в мире.
2. Стремление к радикальным общественным преобразованиям с целью деэскалации этих конфликтов.
3. Масштабная поляризация между странами и внутри них.

Разные культуры реагируют на бедствие и скорбь по-разному, но зачастую полезно выражать свои чувства вслух, будь то слова или вздохи, стоны или слезы. В пьесе “Макбет” Уильяма Шекспира эта мысль звучит, когда Малкольм говорит с Макдаффом, которому только что сообщили, что его жена и дети были убиты, и который буквально онемел, пытаясь осмыслить произошедшее:

Дай скорби вылиться в словах, иначе
Она невидимо источит жизнь.

В Библии мы находим много примеров выражения скорби в словах и действиях, включая самого Иисуса, который был так тронут слезами друзей у гробницы Лазаря, что не сдержал эмоций сам (Иоанна 11:33, в НРП говорится, что Он “сильно расстроился и опечалился”). Он тоже плакал (ст. 35). Его дух был возмущен (ст. 33). Он не оставался отчужденным, словно стоики, равнодушные ко всему происходящему. В действительности, было ровно наоборот. Он остро ощущал эмоции. Глубокое горе выражалось физически.

Приближаясь к новому году и сталкиваясь со многими проблемами, которые кажутся неразрешимыми и затрагивают всех нас, мы не можем остаться безучастными к страданиям других. Мы, христиане, находясь в этом разрушенном мире, погрязшем во мраке, должны разделять ту боль, которую испытывают другие, – боль этого мира в целом, но особенно боль наших братьев и сестер по вере.

Начинается время Рождественских праздников, когда мы празднуем воплощение Иисуса, Который есть Свет этого мира. Будем же радоваться, что этот “свет во тьме светит и тьма не объяла его” (Иоанна 1:5). Он Господь Иисус Христос, надежда наша (1 Тимофею 1:1). Он Князь мира (Исаия 9:6), Который, находясь в этом беспокойном мире, сказал нам: “Пусть ничто не тревожит ваши сердца” (Иоанна 14:1, НРП).

Патрик Сухдео
Международный директор Фонда Варнава

__________________
1 Отчет «Uncertain Times, Unsettled Lives», резюме.
2 Действие IV, сцена 3, строка 208. Буквальный перевод звучит так: «Облеки свою скорбь в слова. Горе, которое ты держишь внутри, шепчет твоему измученному сердцу, разбивая его”.


Читайте также: