Молитвенный листок
скачать в .pdf

Мечеть Бадшахи, Лахор, Пакистан

Земля, где сейчас находятся Афганистан и Пакистан, имела огромное значение на протяжении большого периода истории. В этой точке сходятся Китай и Дальний Восток, Индийский субконтинент, Ближний Восток и Центральная Азия.

Афганистан веками находился на пересечении важных торговых путей, включая знаменитый Шелковый путь. За эту землю воевали персы, греки, арабы, монголы и узбеки. В XIX веке Афганистан и северные регионы современного Пакистана оказались зажатыми между Российской и Британской империями. А в конце XX века Афганистан оказался ключевым полем битвы в холодной войне между Советским Союзом и Западом.

Многие международные границы в этом регионе являются искусственным детищем Запада — и в первую очередь граница, которая отделила Индию от Пакистана в 1947 году, что привело к вынужденному переселению миллионов людей и гибели от полумиллиона до двух
миллионов человек.

Фонд Варнава оказывает практическую поддержку афганским христианам, кто бежал из страны, а также тем, кто остается в стране, включая эту христианскую семью

Такой искусственной границей является и линия Дюранда между Афганистаном и Пакистаном. Созданная в 1893 году как граница между формально независимым Афганистаном и тогдашней британской Индией, она пересекала семейные земли и племенные районы. Эта граница признана на международном уровне, однако Афганистан никогда полностью не принимал ее. Пуштуны и белуджи на севере Пакистана тоже не согласны с этой границей, отделившей их от родственников в Афганистане.

Это лишь один из примеров губительного вмешательства имперских держав в этот регион, которое нанесло немало ущерба и усложнило жизнь местным христианам.

В этом регионе строго придерживаются ислама. Население Афганистана практически полностью состоит из мусульман, а в Пакистане их 90-95%. Любая религия, кроме суннитского ислама, яростно отвергается. Христиане и другие религиозные меньшинства в Пакистане страдают от систематического угнетения и маргинализации. А в Афганистане им грозит смертная казнь как отступникам от ислама.

Христианство в Афганистане и Пакистане

Христианство было в этих землях с давних пор, хотя в представлении некоторых мусульман местные церкви — эти западное веяние. Христианство прочно обосновалось на Индийском субконтиненте уже к III веку, а к VI веку многие верующие примкнули к Церкви Востока.

Файсал (на фото) и Надим — два христианина, работавшие на очистных канализациях, погибли в результате того, что их начальники-мусульмане заставили их спуститься в опасный коллектор без защитного снаряжения

С 1001 года север Индии подвергался неоднократным вторжениям мусульман, и христиане страдали от гонений. На юге Индии церкви выжили, а на территориях нынешних Афганистана и Пакистана церквей к XIV веку уже не осталось.

С XVI века христианство вновь возродилось благодаря европейским миссионерам и терпимости местных правителей. В XVIII веке в Лахоре были христиане, священник посещал их дважды в год, как и другие христианские общины дальше на север, в Кабуле и Кандагаре.

В XIX веке по всей Индии усилилась деятельность западных миссионеров. Многие уверовали, особенно из маргинальной касты чухра, которая сначала практиковала форму индуизма с примесью ислама. Обращение этой касты началось в 1873 году с пожилого человека по имени Дитти, за которым последовали его родственники и соседи, а затем и многие другие по всему Пенджабу. Оскорбительным словом “чухра” до сих пор называют христиан, чтобы подчеркнуть их низкий статус.

Сегодня в Пакистане христианство исповедует примерно 3% населения. Число христиан в Афганистане неизвестно. До захвата власти талибами в августе 2021 года их было около 5-8 тысяч.

Кладбище империй – и христиан

Стойкость Афганистана, и особенно народности пуштунов (в том числе в северных регионах Пакистана) веками закалялась в противостоянии имперским державам. В XIX веке “Большая игра” – геополитическое соперничество между Британской и Российской империями — привела к постоянным вмешательствам в работу афганского правительства.

Опасения Британии, что Афганистан встанет на сторону России, привели к первой Англо-­афганской войне (1838-1842). В результате второй Англо-­афганской войны (1878-1879) Афганистан стал по сути британским протекторатом — формально он не входил в Британскую империю, но всю его внешнюю политику контролировали британцы, желающие использовать Афганистан в качестве буферной зоны между российской Центральной Азией и британской Индией.

Третья Англо-афганская война 1919 года велась из-за разделения пуштунских земель линией Дюранда. По итогу в Равалпинди был подписан мирный договор с признанием независимости Афганистана, но граница осталась на прежнем месте.

Живущим на Западе это все покажется делами давно минувших дней, однако для народа Афганистана и их родственников по ту сторону линии Дюранда это очень важно. До 1978 года в Афганистане проводился ежегодный день памяти каждой из этих трех войн. А оккупация Афганистана Америкой (2001-2021) рассматривается как четвертая Англо-афганская война.

Афганистан получил прозвище “Кладбище империй”. Тем не менее, часто именно афганские (и пакистанские) христиане несут на себе основную тяжесть этого наследия, так как мусульмане несправедливо ассоциируют их с западными державами. 28 октября 2001 года боевики застрелили 15 христиан во время богослужения в Бахавалпуре, Пенджаб. Они открыли огонь с криками: “Пакистан и Афганистан — кладбище христиан”.

Рост исламизма в Афганистане

Ислам впервые появился в Афганистане в VII веке, а к IX веку стал доминирующей религией. Однако превращение Афганистана в самую строгую исламскую страну в мире и питательную среду для исламистского терроризма произошло относительно недавно.

В середине 1960-х годов Афганистан превратился в демократию. Там был установлен парламент (Шура), куда вошла полностью избираемая нижняя палата и частично избираемая верхняя палата. В 1965 году состоялись первые свободные выборы.

Но продолжалось это недолго. В 1973 году в результате поддержанного Советским Союзом переворота был свергнут царь Захир-шах, который руководил проведением демократических реформ. В 1978 году страна стала Демократической республикой Афганистан и была подконтрольна Москве, хотя официально не входила в состав Советского Союза. Коммунистические партии, пришедшие к власти, продвигали радикальный секуляризм и осуществляли перераспределение земли.

С этим были не согласны консервативные исламские группы в Афганистане, что привело к антисоветскому джихаду и подъему моджахедов (джихадистов). Разные исламистские группировки выступали против правительства, поддерживаемого Советским Союзом. Стремясь сохранить там коммунистическое правление, в декабре 1979 года Советский Союз ввел войска в Афганистан.

Афганистан превратился в поле битвы в холодной войне. Соединенные Штаты и другие западные державы через Пакистан направляли финансовую и военную помощь моджахедам. Поддержка также поступила от Китая и Саудовской Аравии. Светские антикоммунистические группировки были вытеснены, не получив никакой поддержки из-за рубежа. И СССР был вынужден вывести свои войска из Афганистана в 1989 году.

Как только советские войска ушли, западные державы потеряли интерес к Афганистану, и исламисты смогли там прочно утвердиться. Иностранное вмешательство и просчеты со всех сторон создали питательную среду для исламского фундаментализма и исламистского терроризма.

Подъем Талибана

После падения в 1992 году просоветского правительства Афганистан охватили гражданские войны. Тогда от моджахедов отмежевался Талибан. При поддержке Пакистана, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов, талибы быстро создали Исламский эмират Афганистан, который просуществовал с 1996 года и до вторжения США в 2001 году.

Таксильский крест обнаружен в 1935 году на месте древнего города Сиркап, недалеко от Таксилы, совр. Пакистан. Датируется II или III веком и свидетельствует о христианском наследии в этом регионе. В 1970 году этот крест стал символом пакистанской церкви

Несмотря на то, что Пакистан поддерживал афганских талибов, в 2007 году в Пакистане возникло движение “Техрик-е Талибан Пакистан”, сделавшее своей целью сопротивление пакистанскому государству. В обеих группах доминируют пуштунские исламисты. Некоторые из них поддерживают идею создания независимого Пуштунистана, который включал бы районы южного Афганистана и северного Пакистана и управлялся бы в соответствии со строгим шариатом (исламским законом).

Изначально в движение Талибан входили в основном студенты (само слово “талибан” переводится как “студенты”) из медресе Деобанди на юге и востоке Афганистана. Эта исламская школа появилась в 1867 году в городе Деобанд, Уттар-Прадеш, совр. Индия. В Деобанди подчеркивалось строгое соблюдение шариата, противодействие любым нововведениям (бида) в религии, а также провозглашался джихад как священный долг.

Исламисты Афганистана также находятся под влиянием ваххабизма — движения, возникшего в Саудовской Аравии и призывающего к возвращению к более “чистой” форме ислама, незапятнанной современным миром. Саудиты оказывают финансовую поддержку исламистам и медресе Деобанди.

Поэтому афганские христиане не могут жить под властью талибов. Они оставили ислам, поэтому им грозит смертная казнь за вероотступничество. Когда войска США были выведены из Афганистана, христиане оказались перед выбором: обратиться в христианство или бежать, в противном случае им грозила смерть. Те, кто мог, убежали в соседние страны, тем временем другие до сих пор продолжают скрываться внутри Афганистана.

К списку стратегических и моральных провалов Запада можно добавить и то, что в 2010 году Международные силы содействия безопасности НАТО, желая подтвердить шариатские полномочия тогдашнего афганского правительства, помогли распространить фетву с призывом убивать тех, кто покидает ислам. Таким образом, западные державы усилили фундаменталистскую исламистскую догму и подвергли христиан еще большей опасности.

Исламизм в Пакистане

Создание Пакистана тоже поспособствовало развитию исламизма — как в самом Пакистане, так и во всем остальном мире. В 1947 году, когда был образован Пакистан, он стал первым государством в наше время, созданным на основе религии. Консервативные мусульмане очень хотели, чтобы это была мусульманская страна и управлялась она в соответствии с шариатом. Хотя Мухаммад Али Джинна, основатель Пакистана, изначально планировал создать общество, в котором люди всех религий будут считаться равными гражданами.

“В этом государстве Пакистан вы свободны ходить в свои храмы. Вы свободны ходить в свои мечети и другие места поклонения. […] Мы исходим из основополагающего принципа, что все мы равноправные граждане одного государства” — речь Мухаммада Али Джинна, 11 август 1947 г.

Для новой страны было выбрано и новое название, образованное от названий провинций, составлявших Пакистан1 — были взяты начальные буквы от Пенджаба, Афгании (совр. Хайбер-Пахтунхва, бывшая северо-западная приграничная провинция), Кашмира и Синда, а также последних трех букв Белуджистана. На персидском это название означает “чистая земля”, или “земля чистых”. Казалось, это означало, что Пакистан будет действовать в соответствии с чистым пониманием ислама – это было важно как Деобанди, так и ваххабитам.

Идея о том, что Пакистан является исключительно мусульманской страной, представляет проблемы для христиан. В исламе есть понятие зимми — народ книги, то есть христиане и евреи, которые обязаны жить в подчинении исламскому правлению. Это понятие не закреплено официально в конституции, однако оно во многом определяет отношение мусульман к христианам как к людям второго сорта и оправдывает жестокое обращение с ними, если те выходят за рамки дозволенного.

Например, в Пакистане неоднократно злоупотребляют законами о “богохульстве”, от чего страдают христиане и другие религиозные меньшинства.

Законы о “богохульстве” существовали в этом регионе с 1927 года и с образованием государства Пакистан были включены в Уголовный кодекс. Законы были усилены при военном правительстве генерала Зия-уль-Хака (занимавшем этот пост в 1978-1988 годах). К ним было добавлено обязательное пожизненное заключение за осквернение Корана (1982 год) и смертный приговор за оскорбление имени Мухаммеда, исламского пророка (1986 год). А в 1991 году вступило в силу решение конституционного суда Пакистана об обязательном смертном приговоре за “богохульство” в адрес Мухаммеда.

Фонд Варнава продолжает поддерживать Аасию Биби и ее семью

Наиболее известным является дело Аасии Биби, которую обвинили в “богохульстве” после ссоры с коллегами в 2009 году. Ее арестовали и впоследствии приговорили к смертной казни. Верховный суд оправдал Аасию только в 2018 году, после чего она была вынуждена искать убежище в одной из западных стран, опасаясь за свою жизнь.

В январе 2022 года Зафар Бхатти — еще один христианин, осужденный за “богохульство”, — попытался обжаловать свой приговор о пожизненном заключении. Однако судья окружного суда Равалпинди вместо отмены приговора приговорил его к смертной казни.

В настоящее время на скамье смертников за “богохульство” в Пакистане находятся шесть человек. С 1990 по 2019 год по обвинениям в “богохульстве” без суда и следствия были убиты 15 христиан. После подобных обвинений мусульмане совершают жестокие нападения на целые христианские общины.

Эти настроения настолько сильны в мусульманском обществе, что правительство боится отменять эти законы. Президент Первез Мушарраф (2001-2008) тщетно пытался изменить их, чтобы ими меньше злоупотребляли. А судьи, даже видя, что человек невиновен, боятся оправдать его, опасаясь за собственную безопасность.

Политики в Пакистане вынуждены высказываться в поддержку фундаменталистского ислама. Иначе радикальные группы будут выступать против правительства. Антизападная и происламистская риторика — простой способ завоевать популярность. Более того, правительство Пакистана вынуждено поддерживать дружеские связи с правительством в Кабуле в целях укрепления своих геополитических позиций против Индии.

Поэтому Имран Кхан, занимавший пост премьер-министра с 2018 по апрель 2022 года, много сделал для поддержки христиан и других религиозных меньшинств, но в то же время в 2020 году называл Усаму бен Ладена “мучеником”, а в 2021 году хвалил возрождающийся Талибан за то, что тот разорвал “оковы рабства” перед Западом.

Настроения исламистов и притязания Запада

Уильям Сирадж — старший брат Уилсона Сараджа, регионального координатора Фонда Варнава в Пакистане и Южной Азии — был убит исламистами недалеко от границы с Афганистаном

30 января был застрелен Уильям Сирадж, который нес служение пастора недалеко от Пешавара в провинции Хайбер-Пахтунхва. Его убили, когда он возвращался из церкви домой. Его убийцы пришли из талибанского Афганистана. Уиль­ям пал жертвой глубоко укоренившегося отношения исламистов к христианам, а также ситуации с безопасностью в Афганистане и Пакистане, которая усугубилась аморальным высокомерием Запада и других мировых держав на протяжении последних столетий.

Патрик Сухдео,
международный директор Фонда Варнава

Источник: Patrick Sookhdeo’s A People Betrayed: The Impact of Islamisation on the Christian Community in Pakistan (2001)



Читайте также: