Молитвенный листок
скачать в .pdf

В июне 2022 года Нигерия привлекла к себе внимание всего мира, когда вооруженные люди, принадлежавшие, по всей видимости, группировке “Западноафриканская провинция Исламского государства”, совершили нападение на церковь в штате Ондо и убили десятки христиан. По официальным данным, исламисты застрелили 40 верующих, хотя по другим подсчетам число убитых может превышать 50 человек.

Это массовое убийство вызвало международный резонанс. ООН осудила “самым решительным образом это ужасное нападение”.

Такое нападение, безусловно, было ужасным и неожиданным для этого южного региона, однако этот случай далеко не единичный. В Среднем Поясе Нигерии насилие и нападение на христиан являются печальной данностью. В том же месяце произошло несколько нападений в штате Кадуна, были убиты по меньшей мере 35 христиан. Еще 37 христиан были убиты одним воскресным утром в штате Бенуэ.

“В нашей стране, – сказал архиепископ в штате Кадуна, – смерть стала ежедневной трапезой”. Мрачные прогнозы о “геноциде христиан”, сделанные менее двух лет назад, начинают сбываться.

Исламистские экстремисты действуют вдоль границ в этом все более неспокойном регионе. Христиане также сталкиваются с жестокими преследованиями со стороны джихадистов в странах Западного Сахеля*: в Буркина-Фасо, Мали и Нигере. Западная Африка – ключевое поле битвы в заявленной цели террористической группировки “Исламское государство” (ИГИЛ) по исламизации всего Африканского континента.

Рост христианства

Христианство присутствует в Северной Африке (в основном в Египте) и северо-восточной Африке (с центром в Эфиопии) с самых первых веков христианской эры. Многие первые служители церкви были африканцами. Среди них – великие богословы Афанасий (из Александрии в Египте) и Августин (из Гиппо Региуса, современный Алжир).

Однако широкое распространение в Западной Африке христианство получило только в XV веке, когда в 1420 году туда прибыли миссионеры из Европы.

Епископ доктор Сэмюэл Аджай Кроутер

Ключевой фигурой был Сэмюэл Аджай Кроутер, родившийся в нигерийском штате Ойо в 1809 году. Он был обращен в христианство в юном возрасте, а в 1841 году был призван служить в миссии Британского церковно-миссионерского общества в регионе, который сейчас называется Средний Пояс Нигерии. В 1843 году он был рукоположен и приступил к новой миссии в регионе, который сейчас называется юго-западной Африкой. Кроутер перевел на свой родной язык йоруба Библию и Книгу общей молитвы. А в 1864 году стал епископом Западной Африки.

Миссионерская деятельность в конце концов принесла много плодов в южной Нигерии. Уверовали многие из тех, кто до этого следовал различным анимистическим духовным практикам (сейчас их называют традиционные африканские религии).

В середине XX века антиколониальные националисты в Африке стали рассматривать евангелизм и миссионерскую деятельность европейцев как одну из форм колониального порабощения. Но эти обвинения не совсем справедливы. Британская колониальная администрация в Нигерии, например, часто не поддерживала миссионерскую деятельность, миссионерам не давали проповедовать евангелие на севере.

Европейские миссионеры стремились помочь нигерийской церкви перейти на самоуправление, самоподдержку и самораспространение. К тому времени, когда Нигерия обрела независимость в 1960 году, церковь там была явно нигерийской, а южная Нигерия почти полностью христианской.

И тем не менее исламистские экстремисты, борцы за сохранение традиционных африканских религий и те, кто выступал против колониализма, – все они утверждали, что христианство – это западная религия, пережиток империализма и порабощения. Поэтому к христианам относятся с недоверием и подозрением из-за их предполагаемой связи с Западом.

Ислам в Западной Африке

На протяжении всего периода христианской миссионерской работы и до сего дня, северная Нигерия была и остается строго исламской. То же можно сказать о Буркина-Фасо, Мали и Нигере – все они с конца XIX до середины XX века были частью Французской империи. В Буркина-Фасо христиан около 30%, в Мали всего 2%, а в Нигере и на севере Нигерии их количество не превышает 1%.

Юная христианка в Мали при поддержке Фонда Варнава получила детскую Библию на французском языке. Мали – как и Буркина-Фасо, Нигер и Северная Нигерия – на протяжении многих веков сохраняют исламскую культуру

Ислам присутствует в этом регионе с VIII века, что было связано с торговлей между Магрибом, где преобладал ислам (это Мавритания, Марокко, Алжир, Тунис и Ливия) и Африкой к югу от Сахары. В начале XIII века Империя Мали (включая современный Сенегал Гвинею и частично Мавританию, а также Мали) приняла ислам своей государственной религией. Мусульманские практики здесь часто совмещаются с традиционными африканскими обычаями.

В XIX веке наметился отход от этого синкретизма. Примером этого служит джихад, который с 1804 по 1808 год вел Осман дан Фодио – исламский ученый из народности фулани, где численно преобладают мусульмане. Он упразднил племенных правителей и поставил вместо них эмиров фулани, которые управляли исламским государством – халифатом Сокото. Этот халифат простирался на всю территорию сегодняшней северной Нигерии, а также на большие районы современного Нигера и Камеруна.

Лорд Лугард, назначенный в 1900 году верховным комиссаром Британской Северной Нигерии, решил править через существующие исламские структуры управления – эмиров Сокото, хотя южная Нигерия тогда еще оставалась под прямым управлением Британии. Таким образом, в северной Нигерии был сохранен ислам.

Напряжение и гонения

Сохранение ислама в северных регионах и стало главным источником гонений на христиан в Нигерии. Многие жестокие нападения на христиан происходят в Среднем Поясе, где христиан и мусульман примерно равно количество. Эти напряжения уходят корнями в план Британии дать Нигерии независимость как единому целому, воплощая представление Лугарда о “принудительном брачном союзе” между севером и югом.

Северные регионы, где численно преобладают мусульмане, первое время выступали против независимости Нигерии, опасаясь, что она станет христианским государством. А христиане на севере, в свою очередь, были обеспокоены ответными попытками мусульманских лидеров упрочить исламский характер этих регионов. Их опасения оправдались, когда Ахмаду Белло, глава Северной Нигерии (1954-1966), провозгласил себя апостолом ислама и объявил своей целью обращение всех немусульман в ислам.

Опасения же мусульман по поводу доминирования христианства не оправдались – в политике стал доминировать ислам, о чем свидетельствует принятие Нигерией в 1986 году полноправного членства в Организации исламского сотрудничества (известной в то время как Организация Исламская конференция). Ее членами стали также Буркина-Фасо, Мали и Нигер.

В 1999 году правитель штата Замфара Ахмад Сани Йерима объявил о введении шариата (исламского закона). К концу 2000 года шариат приняли еще 11 других штатов Северной Нигерии. В некоторых штатах были приняты такие наказания шариата, как порка или отрубание конечности и даже смертная казнь – например, за богохульство. В теории предполагается, что шариат применим только к мусульманам, однако христианское население, представляющее явное меньшинство, часто чувствует себя вынужденным тоже подчиняться его правилам.

Эти проблемы по-прежнему вызывают разногласия в политике Нигерии. Ожидается, что кандидаты в президенты будут выбирать себе напарника на пост вице-президента из другой религиозной группы, однако мусульманин Бола Тинубу, кандидат в президенты на выборах 2023 года, объявил в этом году своим напарником Кашима Шеттиму, тоже мусульманина. Это вызвало возмущение в нигерийской политике. Христианская ассоциация Нигерии назвала “объявлением войны”.

Экстремизм исламистов

В мае 2022 года христианка Дебора Сэмюэл, студентка колледжа в штате Сокото, была до смерти забита камнями толпой радикально настроенных мусульман, которые обвинили ее в “оскорбительных замечаниях” в адрес Мухаммеда, пророка ислама. После убийства девушки нападавшие подожгли ее тело. Когда в связи с этим инцидентом были арестованы два человека, мусульмане устроили беспорядки, нападая на церкви.

Массовые нападения на христиан в северных регионах и в Среднем Поясе Нигерии являются результатом влияния ислама на культуру. В школах и университетах этих регионов доминирует ислам, возможности трудоустройства у представителей других вероисповеданий весьма ограничены, а провокаторы, разжигающие ненависть на перекрестках улиц и рынках, объявляют христиан неверными, которые являются угрозой исламу. Девочек из христианских семей похищают и вынуждают принимать ислам. А власти, как правило, закрывают на это глаза.

“На севере у христиан нет прав”, – говорит контакт Фонда Варнава в Нигерии. Некоторые христиане даже берут себе мусульманские имена, пытаясь хоть как-то выжить в мусульманском обществе. Другие понимают, что у них не остается иного выбора, кроме как уехать.

Терроризм джихадистов

Исламизм пустил глубокие корни в Западной Африке. В 1970-х годах Всемирная исламская лига – спонсируемая Саудовской Аравией – вливала деньги в северную Нигерию, распространяла исламистскую литературу, организовывала исламские школы и предлагала стипендии для обучения в религиозных университетах Саудовской Аравии. Все это дало свой плод в 1978 году, когда было основано общество “Изала” (Всемирная мусульманская лига).

Это движение придерживается ваххабизма — саудовской идеологии, которая ратует за возвращение к более “чистой” и очень строгой формы ислама. Практически невозможно достичь ранга или получить должность в Нигерии без связей с ним. Ключевой фигурой в подъеме движения “Изала” был Абубакар Махмуд Гуми, который утверждал, что мусульмане никогда не должны принимать над собой правление немусульман. Это заявление привело к тому, что на севере Нигерии был введен шариат, после того как президентом в 1999 году стал христианин Олусегун Обасанджо.

Еще одной важной фигурой в этом движении был Ахмед Идрис Насреддин, весьма успешный бизнесмен родом из Эритреи. Находясь в Джосе, штат Плато, Нигерия, он с помощью “Братьев-­мусульман” в Египте передавал финансы из Нигерии на различные нужды исламистов, в том числе Осама бен Ладену и “Аль-Каиде” накануне и после теракта 9 сентября в США.

Движение “Изала” обеспечило идеологическую и финансовую основу для становления “Боко харам” — вооруженной исламистской группировки, появившейся в Майдугури на северо-востоке Нигерии. Привлечь внимание международной общественности ей удалось в 2014 году, когда ее боевики похитили свыше 270 школьниц из Чибока в штате Борно.

В 2015 году эта группировка выразила свою приверженность ИГИЛ, но на следующий год раскололась, образовав две фракции: “Западноафриканскую провинцию ‘Исламского государства’” (ISWAP) и движение “Боко харам”, остающееся независимым от ИГИЛ. Однако после смерти лидера “Боко харам” Абубакара Шекау в июне 2021 года появились сообщения о том, что некоторые боевики выразили преданность (бай‘а) ИГИЛ.

Еще одним рассадником терроризма и незаконного исламистского правления стал Западный Сахель — Буркина-Фасо, Мали и Нигер. Там действуют три группировки — “Аль-Каида в исламском Магрибе”, “Джамаат Нусрат аль-Ислам валь-Муслимин” и “Исламское государство в Большой Сахаре”. Все три уходят корнями в алжирскую “Салафитскую группу призыва и борьбы”. И все три имели выгоду с нелегального трафика оружия и взрывчатки, которые вывозились из Ливии после свержения Муаммара Каддафи в 2011 году.

Границы между странами в это регионе легко пересечь, поэтому джихадистов они не останавливают. “Боко Харам”, например, распространяла терроризм и совершала жестокие нападения на христиан в Нигере, Камеруне и Чаде, делая вылазки из своего лагеря на северо-востоке Нигерии.

Исламистские группировки обладают большой властью в Западном Сахеле из-за слабости местных правительств. Например, в последнее время “Аль-­Каида в исламском Магрибе” контролировала северные районы Мали, в 2012-2013 под их контролем был город Тимбукту. После вывода французских солдат в августе 2022 года Мали все чаще подвергается угрозе нападения исламистов.

Экстремизм фулани

Многие нападения на христиан в Северном Поясе Нигерии совершаются экстремистами фулани. Это племенная народность, исповедующая в основном ислам и проживающая в основном в Западной Африке. Всего фулани в Нигерии насчитывается около 13 миллионов человек, еще четыре миллиона проживают на территориях Буркина-Фасо, Мали и Нигера. Халифатом Сокото правили фулани.

Раздача помощи от Фонда Варнава христианам в нигерийском штате Плато, которые пострадали от насилия

Не все мусульмане фулани являются экстремистами, однако в северных регионах и в Среднем Поясе Нигерии действуют много исламистских банд фулани. Зачастую это пастухи, которые ищут земли для своего скота и совершают нападения на христианские фермерские общины в сельских районах, таких как штат Плато и Кадуна.

Некоторые наблюдатели, как в Нигерии, так и на Западе, считают, что суть этого конфликта между пастухами и фермерами заключается просто в борьбе за землю. Однако при этом упускается из виду, что нападения совершаются именно против христианских фермеров, а мусульман они не трогают. Не принимается во внимание и то, что экстремисты часто устраивают беспорядки во время церковных богослужений и встреч. Например, христианские жители в регионе Каджуру в штате Кадуна, были вынуждены перенести утреннее воскресное богослужение на 7 часов утра из соображений безопасности. Однако и в 7 утра они подверглись вооруженному нападению. Также игнорируется в этой истории и то, что фулани тесно связаны идеологически и материально с исламистским группировками ИГИЛ и “Боко харам”, а также с исламистскими движениями в других регионах. В марте 2022 года в одном из отчетов было сделано заключение, что за ростом экстремизма фулани стоит “рост исламистского экстремизма по всему Сахелю”.

Ободрение и добрый пример

В недавнем выпуске своего официального издания “аль-Наба” ИГИЛ призвала мусульман ехать в африканские страны для исламизации этого континента. Боевики ИГИЛ также похвастались тем, что в июне и июле 2022 года убили 190 христиан и сожгли 13 церквей в Африке, назвав это “жатвой африканских христиан”.

Христианка в Буркина-Фасо благодарит за помощь от Фонда Варнава, которую получили 152 христианина, пострадавшие от насилия радикальных исламистов

Насилие в отношении христиан в Нигерии быстро возрастает – с 2015 года исламисты убили около 10 000 верующих. Усиливается исламский терроризм и в Сахеле. Для Буркина-Фасо и Мали 2022 год стал самым смертоносным за всю историю наблюдений. Вывод французских войск из Мали и отсутствие христиан во власти грозит дальнейшей дестабилизацией обстановки в регионе и создает пространство для процветания исламизма.

В южных регионах христианство намного сильнее, но здесь церкви могут попасть под влияние так называемого “евангелия процветания”, которое сулит здоровье и материальные блага и оставляет христиан безоружными перед лицом страданий и гонений. Верующие сосредоточены на поиске личного успеха и статуса. Более того, в представлении критиков христианства “евангелие процветания” прочно связывает христианскую веру с Западом, склонным к индивидуализму и накопительству.

Тем не менее, в церквях Нигерии и Западного Сахеля много верующих, у которые сегодня есть чему поучиться Западу – как оставаться верными в страданиях, мудро вести себя в трудных обстоятельствах и прославлять Бога даже в окружении врагов. Более того, постоянно поступают сообщения о том, что церкви там растут и все больше людей обращаются к Господу. Пусть свидетельство наших западноафриканских братьев и сестер будет для нас добрым примером и ободрением.


* Слово Сахель произошло от арабского “сахил”, что значит берег, побережье. Оно означает южный приграничный регион рядом с пустыней Сахара, где Северная Африка встречается с Африкой южнее Сахары.



Читайте также: