Молитвенный листок
скачать в .pdf

Имя “Исаия” означает “Господь спасает” или “Господь — спасение”. Этот пророк, живший в восьмом веке до нашей эры, носил весьма подходящее имя, потому что вся его длинная книга — о спасении.

Эдвард Янг пишет:

Цель этого величественного пророчества заключается в том, чтобы показать, что спасение дается только по благодати, то есть исходит от Бога, а не от человека. Это видно уже в самом имени пророка, но об этом ясно говорят и его речения. В первой главе мы читаем: “Сион спасется правосудием, и обратившиеся сыны его — правдою” (1:27). Этот стих открывает тему, которую пророк постоянно развивает. По сути дела, 40–66 главы можно рассматривать как общее изложение этой мысли.*

Исаия жил в очень опасные и смутные времена, это были годы потрясений. В самом начале его пророческого служения могущественная Ассирия начала стремительно расширяться на запад, угрожая существованию небольшого царства Израиля и чуть меньшей Иудеи, находившейся южнее, где и жил Исаия. Пророк говорил, что эта угроза — предупреждение от Бога Своему народу (см. 8:6–8; 10:5–6). И примерно через двадцать лет после начала служения Исаии Израиль был завоеван Ассирией (722 г. до н. э.).

При жизни Исаии ассирийские войска вторглись и в Иудею, угрожая ее столице Иерусалиму, однако Бог чудесным образом спас Свой народ (Исаия 36–37). Только в 597 году до нашей эры Иерусалим был завоеван — и не ассирийцами, а уже вавилонянами. Многие жители Иерусалима и Иудеи были взяты в плен и в несколько этапов отправлены в изгнание в Вавилон.

В богодухновенном Слове Божьем скрыты потрясающие сокровища, и в последних главах Книги пророка Исаии есть пророчества о возвращении этих изгнанников из Вавилона, хотя само изгнание произошло только примерно через столетие после смерти Исаии (см. 43:14; 47:1; 48:14, 20). Устами пророка Господь говорит:

Я возвещаю от начала, что будет в конце,
и от древних времен то, что еще не сделалось,
Говорю: “Мой совет состоится,
и все, что Мне угодно, Я сделаю”.

(Исаия 46:10)

Таким образом, наш отрывок из 40-й главы книги пророка Исаии адресован изгнанникам, находящимся в плену в Вавилоне. Их родная Иудея опустошена, а Иерусалим и храм разрушены много десятилетий назад. Страдающий и угнетенный народ Божий, находясь в плену, отчаянно нуждается в надежде, чтобы справиться с отчаянием, и в утешении, чтобы пережить это бедствие.

Исаия возвещает послание от Бога — весть о надежде и утешении в эти дни бедствия, которые должны наступить только в далеком будущем. То, что для Исаии было в будущем, для нас уже в прошлом, и все же глубокие богатства этих слов, с их многогранными слоями смысла, оставлены нам в Писании, чтобы и нам дать надежду и утешение.

Бог приходит на помощь Своему народу. Как и задолго до этого, когда Он спас их из рабства Египта, так Он сделает и в этот раз. Как тогда Он провел их через пустыню, Так проведет их снова. Как тогда Он привел их в Землю обетованную, так и в этот раз Он исполнит все Свои обещания и осуществит все Свои намерения.

___________________
* Edward J. Young, An Introduction to the Old Testament, London, The Tyndale Press, revised edition 1960, reset 1964, p.211.


Читайте также: