Молитвенный листок

Здание церкви в Пекине. На экранах высвечиваются слова приветствия посетителям. Все чаще от церквей требуют отображать на экранах или плакатах цитаты президента Си Цзиньпина

Христианство в Китае

Христианство в Китае имеет гораздо более долгую историю, чем думают многие на Западе. В 7 веке там была основана Церковь Востока, благодаря сирийским миссионерам, принесшим евангелие народу Китая. Христианство официально одобрялось императором Тай-Цзуном из династии Тан и многими его преемниками, так что церковь процветала в Китае больше двухсот лет.

В конце 7 века были гонения на христиан, когда У-Хоу, вдова бывшего императора, использовала свою политическую власть для продвижения буддизма в качестве государственной религии. Затем в 845 году после указа императора У-Цзуна, убежденного даосиста, снова произошли гонения. Он заявил, что все чужеземные религии должны быть искоренены. И к 980 году, как увидели миссионеры, прибывшие с Востока, христианство в Китае исчезло.

Церковь Востока, однако, процветала под властью Монгольской империи в 13 и 14 веках, когда уверовали даже некоторые из монгольских лидеров. Но после восстания 1368 года, когда у власти встала династия Мин, христианство снова оказалось вне закона.

“Верен Господь. Ваши труды не напрасны, вы мученики. Царь Христос не прошел мимо тех, кого вы возлюбили на китайской земле” (Из воспоминаний о “мучениках Китая” в Сирийской книге 13 века).

В конце 16 и начале 17 века христианство в Китае помогли восстановить западные миссионеры, такие как Маттео Риччи. В 19 веке их дело продолжили другие, такие как Хадсон Тейлор и Роберт Моррисон, которые перевели Библию на язык мандарин.

Хадсон Тейлор старался проявлять уважение к китайской культуре и принятым в ней нормам. А вот многие другие западные миссионеры проявляли вопиющее неуважение и даже презрение к китайской культуре, к церемониям и ценностям этого народа.

Пагода Дацинь около города Сиань в уезде Чжоучжи, провинция Шэньси, сейчас это буддийский монастырь. Этой пагоде уже тысяча лет. Некоторые историки считают, что изначально это была христианская церковь [Фото: World Monuments Fund]

Восстание тайпинов (1850–1864 гг.) тоже создало неизгладимое впечатление, что христиане являются противниками китайских ценностей. Хун Сюцуань, называвший себя младшим братом Иисуса, возглавил это восстание против правящей династии Цинь. Он хотел принести духовные и нравственные изменения в общество, создав «Тайпинское небесное царство». Ситуацией не преминули воспользоваться западные державы, в надежде дестабилизировать Китай. Эта гражданская война стала одной из самых кровавых конфликтов за всю историю: число жертв, по разным оценкам, составило от 20 до 100 миллионов человек.

В опиумных войнах (1839–1842 гг. и 1856–1860 гг.) европейские страны пытались вынудить Китай согласиться на импорт опиума и открыть порты для европейских судов. Тяньцзиньские трактаты (1858 г.), на которые Китай был вынужден согласиться, заключив договоры с Францией и Великобританией, предоставили имперским западным державам широкие полномочия на торговлю внутри Китая, так что даже сам Китай не вправе был контролировать собственную торговлю и экономику. Строительство железных дорог по всему Китаю вызывало возмущение и негодование по отношению к Западу, поскольку пути часто прокладывались по земле, которая считалась священной, в том числе через места захоронений.

Тяньцзиньские договоры также гарантировали свободу передвижения для миссионеров, тем самым связывая проповедь евангелия западными миссионерами с западным империализмом. И действительно, некоторые миссионеры вели себя, как имперские сюзерены: кто-то требовал платы от местного населения, а в Шаньдуне один даже объявил себя губернатором. Многие открыто занимались слежкой за местным населением, отчитываясь перед западным правительством.

В других колонизированных странах миссионерские станции использовались как средство разделения территории, и это вызывало опасения, что миссионерская деятельность – просто уловка, чтобы разделить Китай между западными державами. Негодование вылилось в восстание “боксеров” (1899–1901 гг.), в котором были убиты около 32 000 китайских христиан и 188 западных миссионеров.

Китайские верования

В Китае есть свои собственные верования, совершенно отличающиеся по мировоззрению как от христианства, так и от западных воззрений. “Тремя столпами” древнего Китая были конфуцианство, даосизм и буддизм. Все они разные, но все три вместе оказывают огромное влияние на Китай.

Конфуцианство пошло от учения Конфуция (около  551–479 г. до н. э.), который установил правила общественного поведения. Конфуций учил, что у всех людей есть неизбежные обязательства перед другими людьми и перед обществом в целом. Главной целью его принципов было поддержание стабильности, гармонии и целостности общества.

Хотя конфуцианство больше касается правильного устройства общества, чем загробной жизни или духовной реальности, но принцип долга перед своей семьей, включая почтение к старшим, тесно связан с культом поклонения предкам из древней китайской народной религии.

Здание церкви в Харбине, провинция Хэйлунцзян. В 1967 году, во время Культурной революции, эта церковь была закрыта. Для богослужений она снова открылась только в 1980 году

Даосизм – еще одна крупная религия, возникшая в Китае. Она связана с философом Лао Цзы, жившим в 6 в. до н. э. Позже даосисты развили идею инь и янь (света и тьмы), которые вместе составляют некое космическое целое. Даосизм более духовен, чем конфуцианство и представляет собой отказ от строгих обычаев, отстаиваемых Конфуцием. Однако и даосизм подчеркивает важность целостности и единства, которые являются важной частью китайской культуры.

Буддизм, берущий истоки в Непале и Индии, стал популярен в Китае в первом веке. Буддистское учение тоже делает акцент на гармонии. Как даосисты, так и буддисты в Китае продолжают следовать культу поклонения предкам. В целом китайцы не относят себя к какой-то одной из этих трех религий. Скорее, они склонны черпать идеи из всех трех, наряду с другими религиозными и философскими идеями.

Такая религиозно-философская культура ведет к противостоянию с христианством. Во-первых, считается, что евангелие, которое делит всех людей на спасенных и неспасенных, несет разделение и нарушает гармонию и единство, столь ценимые в китайской культуре. Исключительные заявления христианства — один Бог, один Спаситель, одна истинная вера — сильно отличаются от китайского взгляда на конфуцианство, даосизм и буддизм как на разные, но при этом вполне совместимые.

Во-вторых, обратившиеся в христианство больше не участвуют в поклонении предкам, считая это идолопоклонством, неважно, как сильно они любят и почитают старших. Это приводит к враждебности со стороны родных и общества в целом. Отказ участвовать в ритуалах и обрядах с традиционными табличками предков и обустраивать домашние алтари считались неуважением.

В-третьих, китайское общество более сфокусировано на семейных узах, социальных связях и обязательствах перед другими, чем индивидуалистический Запад. Западное общество зачастую крайне индивидуалистично, разобщено и эгоцентрично. В других регионах мира христианство, как правило, ассоциируют с западными ценностями, а потому относятся к нему с подозрением.

В-четвертых, присутствие христианства может восприниматься как пощечина национальной гордости. Одна из перешедших в христианство вспоминает, как родственники спрашивали ее, почему она выбрала чужую религию, когда в Китае есть свои религии.

Коммунизм

С 1949 года Китай официально является коммунистическим государством, которым правит Коммунистическая партия Китая. Подъем коммунизма в Китае создает дополнительные условия для гонений на церковь. Марксисты считают религию средством подчинения и управления народными массами. В марксистской теории христианство – это рукотворная система, созданная специально, чтобы ослеплять рабочий класс, чтобы люди не осознавали своей нужды в революции, и таким образом примирить их с их угнетателем, как говорится в известном высказывании Карла Маркса:

Человек создает религию, религия не создает человека. […] Это опиум для народа. Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья.

Коммунизм, однажды укрепившийся во власти, как правило, приводит к авторитарной однопартийной системе, которая не терпит никаких конкурирующих мировоззрений. Поэтому Советский союз много лет вел антирелигиозную пропаганду среди своего народа и запрещал преподавание религии детям.

Китайские христиане имеют больше свободы, а Китайская Церковь гораздо более устойчива, чем считают на Западе
[Фото: China Christian Daily]

В некотором смысле маоизм — идеология Мао Цзэдуна, лидера Коммунистической партии, который правил Китаем с 1949 года до своей смерти в 1976 году, — был даже еще большей угрозой для христианства, чем советский коммунизм. Мао верил, что революция способна изменить разум и сердце каждого человека — невозможно было, чтобы кто-то в обществе придерживался иных убеждений, отличных от идей Мао. Поэтому маоизм в еще большей степени подчеркивал единство мыслей и взглядов.

В период с 1966 по 1976 год произошла Культурная революция, когда коммунистические власти пытались радикальными и жестокими методами возродить маоизм. Мао призывал сторонников коммунизма избавиться от “четырех пережитков”: старых идей, старых обычаев, старых привычек и старой культуры. Многих верующих христиан притесняли и сажали в тюрьмы, здания церквей подвергались нападениям, Библии уничтожались. Всеобщий хаос и последующая попытка восстановить порядок унесли, по разным данным, от 500 000 до двух миллионов жизней.

Сам Мао стал центральной фигурой квазирелигиозного культа личности. Одна песня о Мао гласит: “Он великий Спаситель народа”. Джордж Патерсон говорит:

Портрет Мао украшал каждый дом, каждую школу, каждое государственное учреждение и фабрику. Во многих домах его портрет занимал центральное место на семейном алтаре, где раньше были таблички предков. Мао сравнивали с живительными силами природы, особенно с солнцем.

После смерти Мао и окончания Культурной революции правительство Китая стало более терпимо к религии. Зарегистрированным церквям, входящим в патриотическое движение Трех автономий, снова позволили открыться, а на неофициальные церкви власти в большинстве случаев закрывали глаза.

Патриотическое движение Трех автономий — это официально признанная в Китае протестантская церковь, находящаяся под контролем властей. Неофициальные церкви (часто их называют домашними церквями) — это те, что действуют вне контроля правительства. По факту такие церкви являются незаконными, но зачастую они получают молчаливое разрешение властей на деятельность при условии, что эта деятельность не будет касаться политики.

Наши дни

За годы гонений во второй половине 20 века церковь в Китае существенно выросла. Период с 1990-х до середины 2010-х можно считать сравнительно “золотым веком” для христианства в Китае, если говорить о свободе поклонения, основания церквей и терпимости со стороны правительства и общества. Однако с середины 2010-х положение христиан начало ухудшаться. Власти стали менее терпимы к неофициальным церквям.

Например, в мае 2020 года одному из членов церкви сломали два ребра, когда полицейские принудительно закрыли богослужение неофициальной церкви в провинции Фуцзянь. По всей стране стали сносить здания неофициальных церквей. Местные христиан сообщили Фонду Варнава, что “поскольку церкви отказываются регистрироваться и переходить под контроль и управление государства, то Коммунистическая партия Китая прилагает большие усилия, чтобы оказывать на них давление”.

Пока неофициальные церкви подвергаются нападкам, тем временем на официальные церкви оказывается давление, чтобы они учили тому, что говорит им правительство. “Новый порядок управления религиозными кадрами”, который вступил в силу в мае 2021 года, гласит, что пасторы и служители церквей движения Трех автономий должны “любить родину, поддерживать руководство Коммунистической партии Китая, поддерживать социалистическую систему, повиноваться конституции, законам, постановлениями и правилам, практикуя ключевые ценности социализма”.

В июле 2021 года пасторов официальных церквей проинформировали, что они должны говорить проповеди на основании речи президента Си Цзиньпина, сказанной им по случаю столетия Китайской коммунистической партии. Все это часть глобального процесса китаизации: все в стране необходимо привести в соответствие с представлениями партии о том, что значит быть китайцем.

Все религии — возникшие в Китае или в какой-то другой стране — под прицелом. Как прокомментировал один из китайских служителей, “по сути, ваша религия ничего не значит, буддист вы или даосист, мусульманин или христианин: единственная дозволенная религия — это вера в Китайскую коммунистическую партию”.

Гонения на христиан происходят не в таких масштабах, как при Мао, и уж точно не в таких, как в соседней Северной Корее. И все же волна притеснений постепенно растет.

Недопонимания и заблуждения

На Западе есть много неверных представлений о китайском христианстве и о самом Китае. Некоторые считают, что все христианство там под запретом, Библии вне закона и церкви запрещены. Другие думают, что только неофициальные “домашние церкви” являются подлинно христианскими, а церкви движения Трех автономий предали веру и стали отступниками. Однако верующих христиан много как в тех, так и в других церквях.

Принцип “трех автономий” — самоуправления, самофинансирования и самопропаганды — не был навязан церквям со стороны Партии или в процессе китаизации. Скорее, это основанная на Писании реакция на западное доминирование над китайской церковью. Этот принцип помогает китайской церкви развивать собственное лидерство, строить свою деятельность самостоятельно и обучать своих проповедников, вместо того чтобы полагаться на западных лидеров, финансы и миссионеров.

Более того, неофициальные церкви не лишены своих проблем, и главная среди них — искушение оказаться вовлеченным в антиправительственную политическую деятельность, возможно в связи с западными силами. Иногда то, что мы слышим о преследованиях христиан, на самом деле является репрессиями против политической оппозиции, в то время как церквям, которые тихо учат и проповедуют евангелие, часто неофициально разрешается проводить богослужения.

Подозрения Китая в том, что за этой антиправительственной деятельностью могут стоять западные державы, вполне оправданы. Си Цзиньпин и китайские власти прекрасно знают, как христианство использовалось Западом в качестве инструмента угнетения в 19 веке и как западные державы до сих пор используют принцип религиозной свободы в качестве средства для достижения собственных внешнеполитических целей.

Отчасти в ответ на это 1 марта 2022 года Китай ввел ограничения на религиозный контент в Интернете. Организации и физлица, желающие предоставлять религиозную информацию онлайн, должны получить разрешение у местных властей. А зарубежным организациям и физлицам запрещено предоставлять религиозную информацию онлайн. Причина введения таких ограничений понятна. Даже западным странам слишком хорошо известен бич экстремистских онлайн-материалов, которые носят как правило религиозный характер.

В подобных ситуациях мы должны следовать замечательному примеру наших китайских братьев и сестер, которые задолго до того, как эти правила вступили в силу, учились адаптироваться и менять свои служения, чтобы продолжать мужественно отстаивать истину, которая никогда не меняется, евангелие нашего Господа Иисуса Христа. Давайте продолжать молиться за них и за распространение этого Евангелия, несмотря на препятствия, противодействие и преследования.


Читайте также: