Проект Иосиф Молитвенный листок
скачать в .doc скачать в .pdf
Проповедь Петра в день Пятидесятницы

Проповедь Петра в день Пятидесятницы

19 июня церкви России будут праздновать День Святой Троицы, или праздник Пятидесятницы. В этот день мы вспоминаем схождение Святого Духа на апостолов, однако забываем о некоторых других событиях, произошедших в этот день. Во-первых, в этот день в число двенадцати апостолов был избран Матфий, — вместо Иуды, покончившего с собой после предательства Иисуса. Во-вторых, в этот день произошло восстановление Петра в качестве лидера церкви после его отречения из страха гонений. Обе истории связаны с предательством Христа, но в то время как Петр вернулся ко Христу и был восстановлен в служении, Иуда, отчаявшись, убил себя.

Накануне дня Пятидесятницы мы видим, как Петр занимает лидерскую позицию среди группы учеников, говоря о том, что в Ветхом Завете было пророчески предсказано предательство Иуды и что им нужно избрать вместо него другого ученика (Деяния 1:15-26). Однако полное восстановление Петра в служении ясно видно в том, как Бог использует его в день Пятидесятницы в Иерусалиме, когда он встает и начинает проповедовать огромной многонациональной толпе, и в результате 3,000 человек присоединяются к церкви. Это тот же Петр, который семью неделями ранее трижды отрекся от Христа.

Нередко верующие идеализируют страдающую Церковь, обращая внимание на тех, кто готов умереть за Христа, – к чему, впрочем, многие готовы. Однако есть и другая сторона, где также требуются наши молитвы, ведь немало верующих, живущих в условиях гонений, очень боятся – и, честно говоря, многие из нас тоже боялись бы. На самом деле, много христиан отпадают и отрекаются от Христа, сталкиваясь с социальным остракизмом, физическими нападками, лишением свободы или с угрозой смерти.

На протяжении всей своей истории Церковь вынуждена сталкиваться с этим непростым вопросом – что делать с теми, кто отпал и отрекся от Христа во время гонений – а затем покаялся? Для небольших общин, живущих в окружении другой религии, такой как, например, ислам, это очень актуальный вопрос, — могут ли они снова доверять тем, кто однажды отпал, а затем утверждает, что раскаялся. Как узнать, что этот человек на самом деле не шпион, которого власти отпустили с условием, что он будет им обо всем докладывать? Это было большой проблемой в Ранней Церкви. В начале IV века н. э. произошел раскол донатистов, церковь в Северной Африке разделилась на две. Спор был вызван вопросом, могут ли христианские служители, отрекшиеся от веры во время гонений при императоре Диоклетиане в 290-х годах н. э., снова вернуться к служению после покаяния. Особенно остро этот вопрос встал после издания Миланского эдикта императором Константином в 313 году, который позволил скомпрометировавшим свою веру вернуться в церковь.

Проповедь Петра в день Пятидесятницы дает ответ на этот вопрос.

Петр был одним из ближайших учеников и друзей Христа. Именно Петра, Иакова и Иоанна Иисус взял с Собой на гору Преображения, и этих троих учеников Он позвал с Собой молиться в Гефсиманском саду. Петр был лидером среди учеников. Но до своего падения он во многом полагался на свои собственные силы. Марк рассказывает нам, что когда Иисус предупредил Своих учеников о том, что они оставят Его, Петр горячо настаивал, что даже если все оставят Его, он скорее умрет с Ним, чем отречется (Марка 14:26-31). Именно Петр в Гефсиманском саду выхватил меч, чтобы защитить Иисуса, не понимая, что этим самым противится плану Божьему (Иоанна 18:11).

Через падение, отречение и восстановление Петра Христос сделал в его жизни кое-что особенное, что позволило ему в будущем стать смиренным служителем и полагаться больше на Бога, чем на свои силы. Он стал тем, кто произнес проповедь в день Пятидесятницы и затем провел Иерусалимскую церковь через сильнейшие гонения, написал два новозаветных послания, вдохновляющие христиан в гонениях твердо стоять в вере, и в конце концов претерпел мученическую смерть ради Христа.

То, как Иисус обращается с Петром, имеет огромное значение в подготовке церкви к предстоящим гонениям. Здесь можно проследить две части: наставление Иисусом Своих учеников перед гонениями и восстановление их после отпадения. Легче перейти сразу ко второму шагу, однако первый не менее важен. Церковь, в которой не учат посвященной и жертвенной жизни, неизбежно окажется слабой, когда наступят времена испытаний.

Подготовка церкви к гонениям

Во-первых, Иисус не раз предупреждает всех Своих учеников, что их ждут гонения: “Если Меня гнали, будут гнать и вас” (Матфея 24:9; Иоанна 15:20). Другими словами, гонения для церкви есть нечто естественное. По сути, Иисус предупредил, что каждый из них отпадет (Марка 14:27). В отношении же Петра предупреждение было особенным – он был особой мишенью – сатана просил, чтобы они были рассеяны, как пшеница” (Луки 22:31, IBS).

Во-вторых, Иисус молится о Своих учениках, и особенно о Петре: “Я молился о тебе, Симон, чтобы ты не потерял веру. И ты сам, когда обратишься ко Мне, укрепи своих братьев”. Другими словами, Иисус не молился о том, чтобы Симон Петр не отпал, но чтобы он не потерял веру окончательно и чтобы этот опыт помог ему укреплять в вере других членов церкви.

В-третьих, Иисус обещает быть с ними даже после того, как они оставят Его. После слов об их падении Он тут же говорит, что будет ждать их в Галилее (Марка 14:28).

В четвертых, даже в сам момент предательства Иисус не забыл о Петре. Лука рассказывает нам, что в тот момент, когда Петр отрекся от Иисуса в третий раз “Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды” (Луки 22:61).

Дальше Лука рассказывает, что Петр “выйдя вон, горько заплакал”. Он был разбит.

Восстановление христиан, отпавших во время гонений

Во-первых, Иисус особым образом выделил Петра, подчеркнув, что несмотря на его троекратное отречение у Бога все еще есть для него план. Женщинам, первым узнавшим о воскресении Христа, было велено: “Идите, скажите ученикам Его и Петру”, что Иисус ждет их в Галилее, как Он обещал им перед смертью (Марка 16:7).

Во-вторых, прежде чем явиться всем ученикам, воскресший Спаситель встречает Петра. И Лука и Павел в Первом послании коринфянам рассказывают, что Иисус явился сначала Петру, а затем остальным всем ученикам (Луки 22:34; 1 Коринфянам 15:5).

В-третьих, Иисус ясно дает понять Петру, что как он был призван изначально, так и теперь Господь призывает его быть лидером для Его церкви. Иисус встречает Петра после того, как он с другими учениками отправляется ловить рыбу, но в ту ночь они так ничего и не поймали (Иоанна 21, с 1 стиха). Когда же Иисус советует им закинуть сеть по правую сторону лодки, они вытаскивают полную сеть рыбы – точно так, как тремя годами ранее, когда Христос впервые призвал Петра следовать за Ним (Луки 5:1-10). Один из учеников сказал ему: “Это Господь”, и Петр прыгает в воду и плывет к берегу, чтобы добраться до Иисуса первым.

В-четвертых, кроме приглашения и повторного призвания, Иисус, однако, касается непосредственно и самого вопроса отречения. Это болезненно для Петра, но Иисус не заметает это под ковер, но трижды спрашивает Петра, любит ли он Его, что соответствует тем трем признаниям, когда Петр отказался от Него. Это не епитимья, это процесс признания в грехе, сопровождающийся исцелением и восстановлением. Когда Петр признается, что любит Господа, в первый раз, Иисус говорит ему: “Паси овец Моих”, и во второй раз — “паси овец Моих”, а в третий раз Иисус не только говорит “паси овец Моих”, но также рассказывает ему, что в конце концов он умрет за Христа: “Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною” (Иоанна 21:18-19).

Восстановление Петра было процессом. Что было очевидным и свидетельствовало об искренности его покаяния, так это работа Святого Духа в его жизни. Если кто-то когда-то отрекся от Христа, это единственный способ проверить истинность покаяния. Пятидесятница стала тем днем, который ясно показал всем, что Петр снова руководитель церкви. И это только благодаря Иисусу, который действовал с милостью, терпением, настойчивостью (пусть это было и болезненно) и любовью в восстановлении ученика, отпавшего и отрекшегося от своего Господа, испугавшись в момент гонений.

Это было большой проблемой для Ранней Церкви. В то время как послания Павла, адресованные новым церквям, которые он основал, больше фокусируются на исправлении недопониманий в том, чему он их учил, одной из ключевых тем последних книг Нового Завета, таких как Послание к евреям, 1 и 2 Петра, а также Откровение, является необходимость стойко переносить гонения. Иисус предупреждал, что гонения усилятся и что многие верующие соблазнятся и отпадут от веры и даже будут предавать друг друга (Матфея 24:9-14).

Это большой вопрос и для нас, живущих в современном мире. Готовы ли мы к гонениям? Будучи пасторами церквей, учим ли мы свою общину жить жертвенной жизнью и быть готовыми пострадать за Христа? Как мы будем себя вести, когда наступят гонения? Будем ли мы, как Петр, прошедший через болезненный процесс восстановления чтобы укрепиться духовно и помогать другим? Или мы будем, как Иуда, который отрекся от своего Учителя, но так больше и не обратился к Нему? Или мы будем похожи на уже зрелого Петра, который твердо сохранил веру до конца и в итоге умер за Господа мученической смертью?

Фонд Варнава
barnabasfund.ru

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


Читайте также: